По распределению и по призванию: как живут и работают в Минске молодые врачи
На протяжении многих лет 100% выпускников-бюджетников медицинских вузов и колледжей получают свои первые рабочие места по распределению. К слову, в этом году 90% студентов платной формы обучения также приняли участие в этой процедуре. О том, почему распределение пользуется популярностью в медицинской сфере, в материале 1prof.by.
О закреплении молодых медиков на первых рабочих местах и роли профсоюза в их адаптации рассказал председатель Минского городского комитета Белорусского профсоюза работников здравоохранения Георгий Будревич:
– В этом году после распределения в столичное здравоохранение прибыло 452 врача-интерна и 716 специалистов со средне-специальным медицинским образованием. После интернатуры статус молодых специалистов получили 387 врачей.
Главные врачи медучреждений знакомят выпускников медицинских вузов и колледжей с должностными инструкциями и обязанностями, а специалисты кадровой службы рассказывают о коллективном договоре, в котором прописаны все предоставляемые социальные гарантии. Кроме того, с молодыми специалистами встречаются председатели профсоюзных комитетов. Их задача – ответить на вопросы новых сотрудников, помочь решить возникающие проблемы.
Например, если у молодого специалиста нет жилья в Минске, то профсоюзные специалисты совместно с кадровой службой готовят ходатайство в комитет по здравоохранению о получении койко-места в одном из 10 обустроенных общежитий. Последнее из них, к слову, было введено в строй в прошлом году накануне Дня города. В нем есть 1- и 2-комнатные квартиры, в которых предоставляются места нашим юным коллегам.
Мы заинтересованы в том, чтобы молодые специалисты стали в очередь на улучшение жилищных условий в первые два года (обычно для этого нужно прожить или проработать в Минске 10 лет). Городу особенно нужны специалисты со средне-специальным и высшим образованием, поэтому мы так заботимся об их закреплении.
О распределении
– Могу сказать, исходя из своего опыта: распределение в отрасли здравоохранения должно быть обязательно, – считает Георгий Будревич. – Во-первых, это позволяет выпускнику рассчитывать на подъемные. Во-вторых, молодой специалист имеет право на дополнительные социальные гарантии по коллективному договору. По инициативе профсоюза и комитета по здравоохранению за всеми вновь прибывшими специалистами закрепляются наставники – опытные и квалифицированные специалисты с большим стажем работы. Они делятся важной информацией, проводят семинары и практические занятия, что особенно важно в хирургии, акушерстве и гинекологии, реаниматологии, то есть там, где требуются практические навыки.
Чтобы стать врачом, студентам нужно учиться 6 лет в медицинском вузе. После – пройти этап интернатуры: в течение года применять полученные знания на практике. Далее врач вступает в права молодого специалиста.
Мы узнали у интерна и молодых врачей столичных медицинских учреждений, как они освоились на первом рабочем месте и почему выбрали такую ответственную профессию.
Екатерина Леончик, врач-терапевт 5-й городской клинической больницы:
– Я родилась в Могилеве. Высшее образование получала в Белорусском государственном медицинском университете в Минске, который окончила в 2018 году. Желание связать свою жизнь с медициной появилось во время учебы в Могилевском государственном областном лицее № 3: чудесные преподаватели помогли сориентироваться и направили в нужное русло.
Терапевтом я хотела стать изначально. Этот раздел медицины – удивительный, в нем каждый может найти место для себя. Без сомнения, терапия – то, чем я хочу заниматься и что меня вдохновляет.
Во время прохождения интернатуры, которое предполагает смену разных специальностей и отделений, мне повезло находиться под кураторством прекрасных специалистов, которые делились глубокими знаниями и помогали формировать мне собственный опыт.
Больше всего вдохновляет, когда видишь результат своей работы: пациент значительно лучше себя чувствует, у него счастливые глаза, а не измученные, как на первом приеме. Это бесценно, когда люди улыбаются. Значит, ты грамотно диагностируешь и оказываешь квалифицированную помощь.
Михаил Нестерович, врач-интерн Минского городского клинического онкологического диспансера:
– Я выпускник Гомельского государственного медицинского университета. После интернатуры стану врачом-онкологом. Это очень интересная, но тяжелая специальность. Если говорить о классической хирургии, то с течением времени здесь мало что изменилось. Например, в 1946 году архиепископ Лука написал замечательную книгу «Очерки гнойной хирургии». С тех пор принципы работы хирургов остались те же: где гной – там разрез. Поменялись только препараты, которые сопровождают пациента. Онкология же развивается и трансформируется.
К сожалению, сейчас трудно найти человека, среди родственников, друзей и знакомых которого не будет онкобольного. Рак молодеет. Если ранее подобные заболевания касались достигших 60–70-летнего возраста, то сейчас все больше 50–70-летних пациентов. Онкология – это проблема, которая актуальна как никогда. Поэтому хочется работать в этом направлении.
На профессиональном пути мне помогают замечательные специалисты и высококвалифицированные врачи Минского городского клинического онкодиспансера. Мы приступили к интернатуре в августе – в разгар сезона отпусков. Признаюсь, было сложно: пациентов много, а докторов мало. Но старшие коллеги были заинтересованы, чтобы нам понравилось, и старались побыстрее нас обучить. На данном этапе мне всё кажется интересным и трудным одновременно.
Наталия Русецкая, врач-акушер-гинеколог 21-й центральной районной поликлиники Заводского района г.Минска:
– Я приехала из Гродно, где окончила медицинский университет с «красным» дипломом. В столице хотела работать всегда, поэтому в момент распределения вопросов к месту работы у меня не возникло. Интернатуру проходила на базе отделения роддома 5-й городской клинической больницы и до сих пор являюсь там врачом-дежурантом. Также работаю в 21-й центральной районной поликлинике.
Изначально я хотела быть хирургом, но на 4-м курсе поняла: нет ничего прекрасней, чем быть причастной к моменту появления на свет малыша.
Трудности в работе молодого специалиста, безусловно, есть. Особенно в первые месяцы работы сложно выстроить конструктивный диалог с пациентами, понять и интерпретировать их жалобы. Помогали коллеги. Благодаря их поддержке удалось совместить теоретические знания, который дал университет, с практикой. Для меня важно, когда есть возможность обратиться к опытному врачу за советом.
Теперь пациенты больше прислушиваются к врачам и осознаннее относятся к своему здоровью. Задают вопросы, много читают. И ты уже понимаешь, что можно вести диалог на достаточно высоком уровне.
На мой взгляд, распределение в медицинских вузах – это хорошо. Некоторые уверены в своей цели и четко идут к ней. Другие же выпускники теряются и не знают, чего хотят. В этом случае государство помогает и направляет их.
Дарья ЗИМАК
Фото автора