test gtag

Почему работники подземки ночью не спят и кто зажигает звезды в метро?

Днем работники подземки продолжат свое дело, а пассажиры даже не задумаются о том, какими большими усилиями достигается привычный комфорт передвижения. Например, чтобы в метро поступало электричество, в одном из его крупнейших подразделений – службе электроснабжения – задействовано почти 400 человек.

Энергия потайных комнат

– Сейчас приготовьтесь, будет немножко страшно, – едва успевает сказать мой провожатый, как в десятке сантиметров проносится очередной состав. Узкий коридорчик в тоннеле отделен от путей сеткой; нам ничего не грозит, но для людей непривычных ощущения довольно острые. Этот коридор скрыт от любопытных глаз маленькой дверью в конце платформы и ведет в самое «сердце» – к подстанциям метрополитена. Благодаря им в подземном городе бесперебойно ходят поезда, освещаются станции и тоннели, работают эскалаторы. Всего в метро 37 таких подстанций. На одну из них мы заглянули с начальником дистанции электроснабжения Виталием Козыревским. «Если говорить простым языком, то электроснабжение метрополитена осуществляется кабельными линиями от энергосистемы города и подается на распределительное устройства 10 киловольт – основной щит, который позволяет принимать электроэнергию и перераспределять ее для нужд метрополитена», – быстро вводит в курс дела Виталий, указывая на стройные ряды распределительных устройств и трансформаторов.

Все подстанции – на автотелеуправлении. За их работой из специальной диспетчерской, расположенной за десяток километров отсюда, беспрерывно наблюдает энергодиспетчер. А исправность оборудования – это уже задача электромонтеров и механиков.

– Большинство обязанностей ребята выполняют в «ночное окно», – продолжает Виталий. – Где-то надо произвести ревизию, что-то заменить.

– Днем нам разрешено производить работы, которые не угрожают безопасности движения поездов и пассажиров, – дополняет электромеханик группы тягово-понизительных подстанций № 7 Дмитрий Мазур. Он пришел в метрополитен более 10 лет назад. Будучи опытным специалистом, о ежедневных рисках говорит шутя. – Страшно ли иметь дело с высоким напряжением? Нет, не страшно. Нас, технарей, к этому готовили. Кроме того, штатные и внештатные ситуации разбираем до мельчайших подробностей при инструктаже.

А вот пассажирам бояться форс-мажоров с электричеством не надо, уверяют сотрудники метрополитена. В подобном случае вышедший из строя участок автоматически отключается за секунды. Пассажиры этого не заметят и в кромешной темноте не окажутся.

К сожалению, понажимать кнопки распределительных устройств нам так и не разрешили. «Техника безопасности – на первом месте, главное в электроснабжении – обеспечить безопасность проведения работ, сохранить персонал. Потому что «железо» можно восстановить, людей нет», – говорит Виталий.

Должностная обязанность: зажечь «звезду»

Второй фронт работ для электроснабженцев – тоннели и сами платформы. Электромеханики и электромонтеры обязаны дотянуться до каждого путейского ящика (чтобы создать условия работы для других служб), проверить кабели, осмотреть точки освещения. И тоже ночью. Почти до самого открытия метро по платформам курсируют «хозяйственные» поезда, балансируют на лестницах работники, смахивая пыль с очередного светильника. Глядя на светодиодное «звездное небо» станции «Петровщина», которое с недавних пор стало очередной минской достопримечательностью, начинаешь уважать кропотливый труд метрополитеновцев еще больше.

– Здесь только маленьких светодиодов около 400 штук, – рассказывает начальник дистанции кабельных сетей и освещения Алексей Хатеев. – Вся эта красота, равно как и почти 80 тыс. светильников метрополитена, находится у нас на обслуживании. Кстати, вы знаете, что сначала небо хотели сделать в виде созвездий? Но потом отказались, чтобы знатоки не донимали: мол, Большая Медведица с неправильным «хвостом» или в Поясе Ориона звезды не хватает. Поэтому у нас просто уникальное, красивое небо.

– А крысы в метро есть или это киношная байка? – спрашиваю, воспользовавшись лирическим отступлением.

Собеседники смеются: «Сколько работаем (а работаем мы здесь долго), даже мыши не видели». Тоже хорошо: у кого-то из читателей на одну фобию станет меньше. Но легенду все же жаль.

Карьера в метро

Сейчас перед электроснабженцами стоит стратегическая задача. Как рассказал начальник службы Александр Мышковский, в столичном метрополитене идет модернизация освещения. Перечисление большинства технологий нам, обывателям, ничего не даст. Из того, что понятно, – светильники метро меняют на светодиодные. «Мы стараемся сохранить освещение станций согласно проектным решениям, которые разработали архитекторы в прошлом. Но из-за недостатка возможностей того времени сделать это было трудно. А сейчас – возможно многое».

Александр Николаевич знает, о чем говорит. Пришел сюда в 1984-м, в момент пуска. Начинал электромехаником, многие подстанции может обойти с закрытыми глазами. Рассказывает о метро, как о любимом ребенке, и в свою многочисленную команду подбирает таких же – увлеченных и болеющих за дело. «Замечаю, что в последнее время на собеседованиях молодежь часто спрашивает о перспективах карьерного роста, – делится собеседник. – Я только «за». И заявляю на совещаниях открыто: если кто-то хочет продвижения по службе, обозначьте себя, будем наблюдать. Когда человек трудится обдуманно и технически подкован, все у него складывается хорошо. Меня радует и то, что после отработки по распределению ребята не уходят, а после службы в армии к нам обратно просятся. Мы охотно принимаем».

…Тем временем на табло диспетчерского пункта метрополитена зажигается очередной сигнал. «Подстанцию открыл», – почти по-армейски рапортует начальник одной из них. Это значит, что «невидимая» армия электроснабженцев вновь приступила к работе. А ранним утром подземка, по обыкновению, встретит пассажиров теплым светом станций и платформ.

Елена ОРЛОВА

Фото Валерия КАРТУЛЯ