Подземный город: в Минске с советских времен сохранилось около 1 000 убежищ
Где находятся защитные сооружения и от чего они могут нас защитить?
«Холодная война» и план Dropshot
История создания убежищ в Минске началась еще до войны. В 1940 году вышло постановление Бюро ЦК КП(б)Б, в котором говорилось, что в городе нужно построить 60 защитных сооружений вместимостью 15 тыс. человек. Планировалось разместить их на территории стадиона «Динамо», в парке имени Горького, на улице Мясникова, в районе фабрики-кухни, фабрик «Коммунарка» и имени Крупской, на Юбилейной площади… Однако задуманное помешала осуществить сначала нехватка денег, а потом Великая Отечественная. Об убежищах вспомнили уже во время «холодной войны», когда советские власти узнали, что в папке американских генералов лежит план Dropshot, предусматривающий сброс 300 атомных бомб на 100 советских городов на начальном этапе военных действий. Было решено строить в Минске дома в два-три этажа с защитными сооружениями, а также расширять улицы, что позволило бы минимизировать воздействие ударной волны.
Убежища, благо, не понадобились и вскоре о них забыли. В 90-х годах их разграбили, а поселившиеся в помещениях бомжи превратили их в свалку. В 2000-х годах следить за состоянием объектов поручили МЧС. Тогда специалисты провели масштабную инвентаризацию всего фонда: часть строений, которые не поддавались ремонту, списали, а остальные были переданы балансодержателям и приведены в должное состояние.
Ниже плинтуса
По неофициальным данным, с советских времен в Минске сохранилось около 1 000 убежищ. Но зачастую, даже живя или работая рядом с ними, мы не догадываемся об их существовании. Так, оказавшись на территории железнодорожной больницы на ул. Автодоровской можно увидеть вход в убежище.
Возле Республиканского дома ДОСААФ возвышается вентиляционная шахта защитного сооружения.
Двери убежища напротив Минского вагоноремонтного завода выкрашены яркой краской.
Большая часть объектов располагается в жилом секторе. Также ими снабжены предприятия, среди которых Городская клиническая больница скорой медицинской помощи, МТЗ, МАЗ. На последнем заводе самое большое защитное сооружение в городе: вмещает в себя более 4 тысяч человек!
Во всех убежищах – один и тот же «интерьер». Вход оснащен железной герметичной дверью. Внутри – кровати, емкости со свежей водой и средства для тушения пожара. Есть санузел. Также стоит устройство для фильтрации воздуха. Оно работает от электричества, но может использоваться в ручном режиме от механического привода.
Запасной выход представляет собой тамбур с несколькими закрывающимися отсеками.
– Представим ситуацию: люди спасаются в помещении от опасных газов, – поясняет начальник отдела организационного обеспечения ГСЧС и ГО Минского городского управления МЧС Беларуси Артем Иванов. – Чтобы выйти наружу, им нужно убедиться, что с воздухом на улице все в порядке. А для этого требуется сделать замеры. Выйдя в тамбур и закрыв за собой отсек, люди препятствуют проникновению газа внутрь убежища во время проведения процедуры.
Объект, располагающийся в жилом доме, вмещает в себя до 150 человек. Находиться здесь можно до двух суток.
С землей сравняли
Вокруг убежищ ведутся жаркие споры. Вызвано это тем, что большинство из них с годами пришли в негодность и нуждаются в ремонте. Чтобы привести в должный вид одно помещение, в 2015 году нужно было потратить 160 миллионов неденоминированных руб. Финансистом выступает балансодержатель – завод, ЖРЭО и т.д.
– На данный момент техническое обслуживание проводится в трети убежищ, – рассказывает Артем Анатольевич. – Как только эти помещения приведут в порядок, придут в негодность другие. Это как ходьба по кругу.
Однако балансодержателям разрешено сдавать убежища в аренду. На вырученные средства могут ремонтировать остальные. В Минске арендуются 20% убежищ. Чаще они используются под склады и мастерские, но иногда здесь располагаются весьма необычные организации. Так, в защитном сооружении на пер. Калинина продают товары для музыкантов.
В убежище на ул. Якуба Коласа действует пивной ресторан, а в постройке на ул. Тимирязева долгое время работал ночной клуб «Африка».
Чтобы поднять боевой дух предприятий, МЧС ежегодно проводит смотр-конкурс защитных сооружений. В 2016-ом первое место занял объект предприятия «Минсккоммунтеплосеть».
Тем не менее, есть масса недовольных людей, которые задаются вопросом: мол, не вкладываем ли мы деньги в пустоту? Ведь сооружения строились давно, и вряд ли они спасут нас от современного химического оружия.
Артем Иванов так не считает:
– Системы фильтровентиляции в убежищах защищают от современных отравляющих веществ и радиации. Стоит учитывать, что химия как средство поражения во время войны используется в крайних случаях. Ведь страна, которая применила ее, становится международным террористом.
Много споров возникает и по поводу того, где должны храниться ключи от защитных сооружений в жилых домах. На данный момент они находятся в ЖЭСах. Многие жильцы считают, что в случае начала войны дождаться специалиста со связкой ключей будет затруднительно.
Артем Иванов успокаивает: ни одно военное действие не начинается внезапно. Например, в Украине обстрелы территории начались после объявлении специальной операции. В случае введения военного положения в Беларуси МЧС инициирует запуск системы гражданской обороны. Все органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы должны будут действовать согласно разработанному плану, в который входит, в том числе, подготовка для населения убежищ.
Есть претензии к списанным объектам. Так, шквал возмущений вызвал случай, когда в 2015 году при строительстве станции метро обнаружили заброшенные защитное сооружение во дворе № 51 на ул. Сенницкой. С потолка комнаты свисал кусок арматуры. В любой момент он мог обрушиться, и тогда гуляющие во дворе люди оказались бы под землей.
Но Артем Иванов утверждает, что этот случай – скорее исключение. Ведь после списания помещения балансодержатель должен принять решение о его сносе.
Спастись в метро
Несмотря на споры, в Минске строят новые убежища. Речь о сооружениях двойного назначения, которые не спасут от химической или радиационной атаки, но укроют от разорвавшегося снаряда. Например, в их качестве могут выступить подземные паркинги в многоэтажках и бизнес-центрах. Они снабжены вентиляцией, электричеством и водоснабжением. Сооружением двойного назначения также считается метро.
На личной безопасности некоторые даже пытаются заработать. Например, несколько лет назад журналисты узнали о продаже подземного военного бункера в Щучинском за полмиллиона долларов. Военный штаб на севере Минска хотели реализовать за 22 тысячи «зеленых».
Артем Иванов убежден: какими бы ни были мнения насчет убежищ, главное – никогда не воспользоваться их услугами. И с этим мнением наверняка согласится большинство читателей.
Юлия БАЛАКИРЕВА
Использованы фото с сайтов tut.by, onliner.by и открытых источников Интернета