Полоцк, Новополоцк, Новогрудок претендуют на статус первых в стране «зеленых» городов
Развитие «зеленых» городов – это новый концептуальный подход для Беларуси. Он реализуется в рамках проекта «Беларусь: Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси» («Зеленые города») и финансируется Глобальным экологическим фондом. Исполнителями проекта выступают ПРООН и Минприроды Беларуси. Пока еще ни один населенный пункт нашей страны не соответствует критериям, нужным для получения «зеленого» статуса, но первые кандидаты уже есть. Предполагается, что позже опыт Полоцка, Новополоцка и Новогрудка будет использован в других белорусских городах.
Недавно в Полоцке прошел семинар, на котором представители власти, сотрудники ГАИ, ЖКХ, проектных институтов и управлений капитального строительства Полоцка, Новополоцка, Витебска обсудили подходы к организации дорожного движения с учетом прогрессивного международного опыта и проанализировали существующие в этой сфере проблемы.
– Когда я начал работать с Полоцком, был приятно удивлен заинтересованностью местной администрации, – рассказал эксперт проекта «Зеленые города» Павел Астапеня. – Она не только поддерживает наши предложения, но и сама выступает инициатором экологических инициатив, активно помогает их реализовать.
Так, Полоцк был первым белорусским городом, подписавшим Соглашение мэров и разработавшим План действий для устойчивого энергетического развития еще в конце 2012 года. И некоторые проекты уже реализованы. Например, на центральном проспекте Ф.Скорины установлено светодиодное уличное освещение.
Построена 11-километровая велодорожка, впервые в стране вынесенная на проезжую часть.
Эксперты подчеркнули, что жизнь сама подталкивает к поиску решений, которые будут экономически обоснованы и в то же время дружелюбны человеку. Например, если сделать удобные, хорошо освещенные пути для пешеходов и велосипедистов, то люди с радостью будут ими пользоваться.
То же касается и общественного транспорта, который должен быть быстрым, комфортным, доступным. Оптимизация транспортной системы улучшит экологию и снизит выбросы вредных газов. Следовательно, затраты на создание зеленой среды станут инвестициями в будущее наших городов и повышение благополучия граждан. Именно такие цели преследует проект по поддержке зеленого градостроительства в Беларуси.
Не случайно Полоцк участвует в проекте вместе с Новополоцком: «соседи» тесно связаны между собой и имеют ряд общих проблем. Пять тысяч жителей ежедневно ездят на работу из города в город. И анализ показал, что развитие транспортной инфраструктуры отстает от темпов автомобилизации населения. В часы пик на основных улицах возникают заторы, что вынуждает транспорт двигаться медленнее, с частыми разгонами и торможениями. Результат – повышенные расходы топлива и дополнительные выбросы СО2. Для обоих городов будет реализован единый план городской устойчивой мобильности. Общая транспортная модель предусматривает развитие трамвайного и велосипедного секторов, интеллектуальное управление светофорами, оборудование остановок общественного транспорта удобными пандусами и установка электронных табло. Между городами планируется выделить отдельную полосу для движения автобусов, а также объединить основную маршрутную сеть общественного транспорта со вспомогательной – маршрутных такси и велосипедов. И обязательно позаботиться о создании условий для передвижения социально уязвимых групп населения и людей с инвалидностью.
Любовь ТРАПЕЗНИКОВА
Фото Ларисы МАЛАШЕНИ