Проезд оплатите электронной монетой: как в столичном общественном транспорте работает новый сервис
В мае «Беларусбанк», IT-компания «Системные технологии» и ГП «Минсктранс» реализовали новый для столицы проект ТIХ – приложение для оплаты проезда в общественном транспорте с помощью смартфона.
Также сервис позволит проводить мониторинг работы пассажирского транспорта, вычислять нагрузку на маршрутах и сократить расходы, связанные с изготовлением и реализацией билетной продукции. Журналисты 1prof.by протестировали новую форму оплаты, узнали мнение пассажиров о ней и сравнили, как быстрее заплатить за проезд: карточкой или наличными.
Использовать приложение пока можно только на маршрутах автобусов № 1 и 100. Разработчики гарантируют минчанам надежность системы: со счета спишется лишь сумма равная стоимости одной поездки.
Жители крупных городов Европы, России, США, Канады, Китая уже давно расплачиваются за услуги перевозчиков с помощью банковских карточек, QR-кодов и Bluetooth. Как подчеркнул заместитель председателя Мингорисполкома Александр Дорохович, в Минске сервис запускать не спешили, поскольку важно было его отшлифовать, чтобы в 2-миллионном городе новый способ оплаты проезда работал без сбоев.
– Мы очень щепетильно отнеслись к данной разработке. Во главу угла ставили потребителя, его комфорт и безопасность. Нашей основной задачей было получить понятный, удобный и, главное, надежный сервис, не позволяющий списать ни одной лишней копейки со счета пассажира. Плотно работали с банком на протяжении 6 месяцев. Считаю, получился достойный продукт. Но, конечно, оценивать его будут минчане, – добавил Александр Дорохович.
Как система работает в теории
Для начала нужно установить приложение ТIХ и включить передачу данных на смартфоне. Заметим, без подключения к интернету оплатить проезд не удастся. Затем привязываем к сервису банковскую карту, с которой будут списываться деньги на электронный билет. Купить «квиток» можно заранее или в момент посадки в транспорт.
В приложении отображается номер автобуса. Выбираем нужный нам маршрут и оплачиваем. Контролерам можно будет предъявить полученный чек. К слову, с одного аккаунта можно оплатить проезд за нескольких человек.
Смартфон узнает номер автобуса через Bluetooth. Как запасной вариант можно использовать QR-код, размещенный в салоне транспортного средства. В приложении билет стоит 65 копеек – дешевле чем у водителя. В скором будущем можно будет приобрести электронный проездной на все виды транспорта на 10 суток по цене в 16,3 руб. и на месяц за 46.54 руб.
…и на практике
Мы решили оценить возможности и удобство нового сервиса. Если вы заблаговременно не установите приложение и не привяжете банковскую карту, оплатить проезд оперативно не получится. Например, СМС с подтверждением операции пришла нам из банка спустя 8 минут. За это время пассажир с наличными деньгами без проблем приобрел бы талончик у водителя.
Но когда все подготовительные этапы были пройдены, Bluetooth работал замечательно: пока люди заходили в автобус, мы уже имели оплаченный билет.
Алгоритм действий достаточно прост:
- Заходим в раздел «Карта» – здесь отображается наземный транспорт.
- Выбираем нужный нам маршрут.
- Подтверждаем поездку.
- Получаем электронный чек, в котором указано время и номер автобуса.
Напомним, такой способ оплаты проезда не новинка для страны: с 2018 года его активно используют жители Бреста.
– Приложение упростило жизнь. Теперь не нужно носить мелочь в карманах, – поделился брестчанин Максим. – Иногда QR-код неудобно сканировать из-за тряски по ходу движения, так ведь в час пик и к компостеру не всегда удобно пробираться. Несколько раз показывал электронный чек об оплате контролерам, вопросов никто не задавал. В целом приложение в Бресте популярно и негативно о нем не отзываются.
На конечной остановке «сотки» интересуемся у водителя, уменьшилось ли число желающих приобрести билет за наличные.
– Лично я не заметил, чтобы пассажиры реже покупали талоны у водителя. Нужно время, чтобы приложение прижилось. Надеюсь, нововведение упростит нашу работу и позволит повысить точность прибытия по графику. Ведь случается, что монетка упадет или нужно искать сдачу, а пассажиры недовольны отклонением от расписания.
Артем БЕГОВСКИЙ
Фото с сайта ОАО «АСБ «Беларусбанк»