Разыскивается хозяин, или Кто даст второй шанс заброшенным зданиям?
Наши корреспонденты прогулялись по минским «забросам» и выяснили, что некоторые из них изменились до неузнаваемости
Дворы проспекта Независимости
В этом доме в самом центре столицы, расположенном во дворах за ночным клубом Dozari, когда-то размещался отдел технической документации радиозавода им. Ленина. Еще год назад на здание нельзя было смотреть без жалости. В нем царил жуткий беспорядок: в кабинетах и производственных помещениях разбросаны бумаги, битые лампы, одежда и даже фотографии. Казалось, что люди в спешке покинули рабочие места.
Вход был открыт, что позволяло проникать внутрь лицам без определенного места жительства.
Сегодня фасад здания выкрашен яркой краской, стоят стеклопакеты. Внутри строения и на прилегающей к нему территории ведутся строительные работы.
В администрации Советского района пояснили:
– Здание пустовало около 25 лет. За это время у него сменилось несколько хозяев, но никто о реставрации не задумывался. Год назад появился новый владелец, который планирует отремонтированное здание сдавать в аренду под офисы.
Парк Челюскинцев
Танцевальный зал «Минск» в столичном парке Челюскинцев работал с 1969 года, в свое время пользовался огромной популярностью. По вечерам в нем проводились дискотеки, днем занимались танцевальные коллективы.
В конце прошлого века танцы перестали пользоваться популярностью, и в клубе открыли тир. В начале 2000-х было решено вернуть залу первоначальную функцию, однако минчане сюда ходили неактивно, и через два года здание закрыли.
В 2011 году нашелся московский инвестор, который согласился реконструировать танцзал. Однако ограничился тем, что открыл заведение White Lounge & Club на территории уличной танцплощадки. Многим оно запомнилось огромным белым шатром, под которым располагались столики, а также ценами – заказать тут место стоило от $500 до $1 500. Заведение оказалось невостребованным, и через два года инвестор отказался от проекта.
Наконец, в декабре 2015 года по решению Мингорисполкома танцевальный зал снесли, осталась только уличная танцплощадка с белым шатром. Она внесена в городскую инвестиционную программу, и в следующем году здесь проведут реконструкцию, заверил начальник управления «Городские парки УП «Минскзеленстрой» Александр Вендин.
Есть проблема
Большинство домов так и остаются бесхозными. Взять, например, сооружение на улице Минина, в котором ранее располагался Дворец культуры и спорта железнодорожников. От него остался фасад и стены, пола и потолка, по всей видимости, нет уже давно, потому что внутри успели вырасти деревья.
Особенно строение полюбилось граффитистам, которые оставляют после себя не только рисунки на стенах.
В1988 году помещение уже считалось небезопасным для эксплуатации: его закрыли, а потом продали. Новые владельцы затеяли тут реставрацию: снесли крышу. Но вскоре отказались от проекта. В 2009 году у здания появился новый хозяин – ИП «Престосервис». Он только установил возле строения бетонный забор. На нем и сейчас висит паспорт объекта, в котором говорится, что строительные работы на объекте должны быть окончены в августе 2011 года.
В администрации Московского района рассказали, что объявлена процедура банкротства ИП «Престосервис». Участок будет изъят у предпринимателя и в чистом виде предложен другому инвестору.
Несчастливая судьба у кинотеатра «Дружба» на улице Ташкентской. Он был построен в 1974 году, внутри располагался зрительный зал на 763 места, кафе, танцевальный зал. В свое время на киносеансы было не попасть.
Но спустя время жители Чижовки стали смотреть фильмы в более комфортных заведениях Минска. «Дружбу» закрыли и выставили на аукцион. Около пяти лет назад у кинотеатра появился владелец, который планировал к 2017 году переоборудовать его в автомобильно-выставочный комплекс или ресторан быстрого питания. Но за ремонт так и не взялся.
За зданием хозяин не приглядывает: стекла в окнах разбиты, входные двери подвального помещения открыты настежь.
Лестницу, примыкающую к строению, местные торговцы-нелегалы превратили в склад.
– Днем продают одежду возле кинотеатра, а вечером, чтобы не тащить ее домой, оставляют здесь, – рассказывают жители Чижовки.
В Минском городском территориальном фонде государственного имущества рассказали, что владелец здания занят составлением проектно-сметной документации. Процесс согласования несколько затянулся, поэтому никакого ремонта в бывшей «Дружбе» не ведется.
Комментарий специалиста
Инвентаризацию заброшенных зданий в Минске проводят ежегодно. В этом процессе принимают участие специалисты Мингорисполкома, администраций районов, МЧС, санитарно-эпидемиологической службы. Инвентаризация проходит в декабре, однако специалисты производят учет неиспользуемых объектов в течение всего года.
По состоянию на сентябрь таковых в городе насчитывалось 178. К концу года их будет меньше, ведь в ближайшее время планируется снести отселенные жилые дома на улицах Нововиленской, Чижевских, Кузьмы Чорного, в микрорайоне Михалово.
У каждого заброшенного здания есть хозяин. Из 178 объектов 48 принадлежит городу, 31 – республике, 67 – частникам. А 32 являются отселенными жилыми домами, за снос которых ответственен Мингорисполком. С начала года в городе ликвидировано 22 объекта. Чиновники отмечают, что эта цифра могла бы быть больше – вопрос в финансах. Оказывается, на снос одного дома надо потратить несколько сотен тысяч рублей.
В 2015 году председатель Мингорисполкома Андрей Шорец поручил задействовать в экономике города площадки, на которых стоят заброшенные здания: строить на их месте многоквартирные жилые дома для многодетных семей, офисы. И движение в этом направлении началось.
Например, Мингорисполком принял от Министерства обороны Беларуси в коммунальную собственность неэксплуатируемую военную часть в Масюковщине. Ее планируется снести. На освобожденной территории построят жилые дома.
Однако большинство «забросов» принадлежит частным собственникам. Возникает вопрос: почему, вкладывая средства в здание, они не торопятся сделать в нем ремонт? В Минском городском территориальном фонде государственного имущества объясняют, часто такое положение вещей вызвано объективными причинами. Например, после покупки дома у человека возникли финансовые трудности.
– Иногда бывает, что владелец хочет переоформить строение под иной профиль, – говорит начальник управления по распоряжению и использованию государственного имущества и контролю фонда Галина Артименя. – Не всегда желание собственника совпадает с градостроительными задачами по развитию района.
Если человек не может решить возникшую проблему, ему предлагают выставить заброшенное здание на аукцион. Ведь безхозный объект потенциально опасен для общества. По информации Минского городского управления МЧС, с начала года горело 22 «заброса».
– Чтобы поторопить нерадивых хозяев, применяем к ним более жесткие меры. Если в течение 9 месяцев дом не вовлекается в хозяйственную работу, то он включается в перечень неиспользуемых объектов, – говорит Галина Михайловна. – Владелец должен платить увеличенный в 10 раз налог на землю и имущество, такая норма действует с 1 января 2016 года. Исключение составляют объекты незавершенного строительства и здания, чьи владельцы заняты согласованием проектно-сметной документации в установленном законодательством порядке.
Чиновники отмечают, что заброшенные здания составляют всего 1% от имеющихся в городе строений. Есть среди них и представляющие историко-культурную ценность. Например, старинную усадьбу «Белая дача» 6 декабря в очередной раз выставят на аукцион. Дача является памятником усадебно-парковой архитектуры конца 19 века, включена в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.
– Зданию нужна реконструкция, – говорит Галина Артименя. – Возможно, поможет общественность. Например, организация или общественное объединение откроет лицевой счет, на который горожане смогут перечислять средства на обновление этого прекрасного сооружения.
Также в реконструкции нуждаются три объекта, входящие в состав Лошицкого усадебно-паркового комплекса.
Юлия БАЛАКИРЕВА
Фото автора и из Интернета