Роман Гудзь: «Ребенка без идей не бывает, и даже самые сумасшедшие из них нельзя рубить на корню»
На сегодняшний день в области технического творчества у детей есть большие возможности. Только в Минском государственном Дворце детей и молодежи по этому направлению работает множество кружков и секций. Опытные педагоги умеют увлечь и заинтересовать ребят, а также помогают реализовывать любые детские идеи, в работе применяют новые технологии и современные материалы.
Об успехах своих учеников и современных направлениях обучения корреспонденту 1prof.by рассказал заведующий лабораторией экспериментального моделирования Минского государственного Дворца детей и молодежи Роман Гудзь.
«Родители часто недооценивают своих детей, считают, что техническими разработками можно заниматься, только обладая углубленными знаниями в области физики и математики, – это заблуждение. Мы принимаем ребят с 6 лет, учим конструировать автотранспорт. Первую свою модель они делают из шпажек для шашлыков. Получается очень интересно и необычно. А далее постепенно, по нарастающей, переходим на более сложные материалы и конструкции. Все необходимые знания дети получают в процессе работы: сами делают чертежи, математические расчеты, законы физики познают на конкретных примерах. Так что потом и в школе с этими дисциплинами проблем нет», – рассказал Роман.
Лаборатория технического моделирования Дворца молодежи включает в себя большой спектр направлений. Это и автомоделирование разной сложности – от обычных до радиоуправляемых машин. И авиамоделирование – обучение там начинается с летательных планеров и заканчивается радиоуправляемыми кордовыми моделями. Есть кружок студии экспериментального моделирования.
«На таких занятиях преподаватель не делает четкой привязки к определенной модели, дети работают над своими проектами. В основном приходят ребята старше 12 лет и те, которые прошли начальные этапы нашей или сторонней школы», – объяснил Роман.
Еще в лаборатории открылись новые инновационные направления – это школа беспилотных летательных аппаратов и нейропилотирование. В первой детей учат управлять квадрокоптерами. По словам Романа, успехи в этом направлении есть, ребята постоянно участвуют в соревнованиях и демонстрируют хороший результат.
«Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Для победы надо показать лучшее время в гонке дронов, успешно справиться с маневрированием на специальной площадке и выполнить определенные задания, которые включают аэрофотосъемку с воздуха», – добавил заведующий лабораторией экспериментального моделирования.
В школе нейропилотирования дети управляют беспилотными аппаратами силой мысли. По описаниям Романа, такой летательный аппарат представляет собой маленький шарик, в который спрятано 3 пропеллера. И это только те направления, которые входят в основную программу.
«У нас есть ребята, которые занимаются по индивидуальному плану. Все они работают над своими проектами и идеями, которых у детей всегда очень много. На мой взгляд, ребенка без идей вообще не бывает, и даже самые сумасшедшие из них нельзя рубить на корню. Нужно адаптировать под реалии жизни, но отказывать никогда не следует», – убежден Роман.
Последний проект, который был выполнен под руководством Романа, получил признание и занял первое место в конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века» в секции «Техническое моделирование». Его ученик Вадим Бабков разработал и сделал робота для тушения глубинных пожаров.
«Работа Вадима была высоко оценена консультантами из БНТУ. В будущем она наверняка будет применена в жизни», – уверен Роман.
Разработка 14-летнего Вадима – это модель МАЗа-535 (достаточно старая модификация грузовика восьмиколесного тягача. – Прим. авт.). Юный изобретатель в масштабе 1х14 сделал его точную копию. Во время работы было учтено все до малейших нюансов: у тягача открываются двери, работает вся светотехника и даже салон как у оригинальной машины. Когда-то давно предполагалось, что эта модель будет использоваться как транспортер для установки, предназначенной для тушения почвенных пожаров. Однако от проекта отказались, он оказался опасным для пилота, который находился в машине. Вадиму же с помощью современных технологий, дистанционного управления и программированных чипов удалось создать полностью действующую модель этого аппарата в том масштабе, в котором он действительно справляется со своими функциями.
«Вадим занимается у меня 4 года. Идея создать комплекс возникла быстро, больше времени ушло на подготовительный период. Мы все лето общались через интернет, обдумывали проект, пересмотрели огромное количество чертежей, документации, а в сентябре приступили к его реализации. Работа заняла 8 месяцев. Теперь мы имеем готовый к работе комплекс», – рассказал Роман.
Техническая новизна нового комплекса заключается в том, что он работает без участия человека. Датчики температуры позволят распознавать очаг возгорания и тушить глубинные пожары.
«На следующий учебный год у нас уже есть новые планы и обязательно будут новые изобретения», – пообещал Роман Гудзь.
Еще один проект, которым могут гордиться преподаватели Минского Дворца детей и молодежи, разработал ученик 9-го класса Данила Елисеев. Он смог своими руками собрать 3D-принтер, который обладает хорошими техническими характеристиками и отличным качеством печати. За образец Данила взял импортную дорогостоящую модель и поставил перед собой задачу сделать его доступней. По словам преподавателя, мальчику это удалось.
«Данила изменил конструкцию принтера, а при изготовлении корпуса использовал другие материалы. При этом качество и надежность его разработки ничуть не уступает оригинальной. Принтер печатает как простым, так и тугоплавким и прочным АБС-пластиком. Для этих целей модель оснащена столиком подогрева», – рассказал заведующий кабинетом «Общетехническое моделирование» отдела технического творчества и спорта Минского государственного Дворца детей и молодежи Вячеслав Винцек.
В этом году работа Данила заняла 1-е место на конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века» в секции технического конструирования и 2-е место в Республиканском конкурсе научно-технического творчества учащейся молодежи «Техноинтелект».
«Участие в конкурсах – очень важный этап всей работы. Конечно, можно что-то сделать и поставить на полку, только смысла в таком изобретении будет мало. Надо заявлять о себе, показывать свои работы. Без помощи педагогов это сделать непросто. Любое участие в конкурсе сопровождается документацией, презентацией, докладом. Жюри оценивает не только саму работу, но и ее защиту, знания участника. Поэтому ребятам помогают несколько педагогов, которые имеют большой опыт подготовки к республиканским и международным конкурсам», – рассказал Вячеслав Винцек.
В новом учебном году Данила Елисеев будет заниматься по индивидуальной программе. В планах мальчика собрать строительный и пищевой 3D-принтеры.
«Талантливых детей у нас много, в этом году только на базе лаборатории экспериментального моделирования занималось около 140 детей, и 70% из них обязательно вернется в следующем году. Это значит, что и изобретений станет больше. Тем более что в следующем учебном году мы запускаем новую комплексную программу для обучения, в нее войдет отдельный предмет – евристика. Это отрасль знания, научная область, изучающая специфику творческой деятельности. А по-простому – наука о том, как стать изобретателем», – подытожил Вячеслав Винцек.
Виктория ЯКИМОВА
Фото автора