Наверх

Сельского парикмахера не видели? Узнали, как получают бытовые услуги жители деревень, где нет даже магазина

19 апреля 2021

Горожане редко задаются вопросом, где починить утюг, постричься или пошить платье – такие услуги всегда оказываются в областных и районных центрах. А как обстоят дела в сельской местности, особенно в небольших деревнях, где нет даже стационарного магазина? Наш корреспондент посетила несколько населенных пунктов Брестской области.

Нерентабельные КБО

На территории Гончаровского сельсовета Ляховичского района расположено 26 населенных пунктов, и ни в одном из них нет комбината бытового обслуживания (КБО). Последний комплексный приемный пункт (КПП) закрыли в прошлом году из-за хронической нерентабельности.

– Но это не значит, что население брошено на произвол судьбы, – предвосхищает вопрос председатель сельисполкома Владимир Плескацевич. – Например, индивидуальные предприниматели полностью взяли на себя ремонт сложной бытовой техники.

Что касается остальных бытовых услуг, то жители деревни Гончары считают, что в их населенном пункте они отсутствуют. Чтобы починить обувь или одежду, приходится ехать в райцентр, а там – либо ждать целый день, либо приезжать в другой раз. Оба варианта не очень удобны и затратны.

– Все проблематично – и подстричься, и маникюр сделать, и мебель отремонтировать, – сетует на отсутствие сервиса сельчанка Наталья. – Благо еще, что предприниматели, которые ремонтируют технику, приезжают на дом, но за это приходится платить.

В агрогородке Дворец Лунинецкого района дела обстоят иначе – там сохранен комплексный приемный пункт. На его работу, по словам председателя Дворецкого сельисполкома Ивана Видникевича, еще никто не жаловался. Перечень услуг достаточно разнообразный.

– Я и сам бываю на КПП: все там делают быстро и качественно, – говорит Иван Видникевич.

Указ как стимул

С 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года на предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые работают на селе и в малых городах, распространяются льготы (Указ Президента от 22.09.2017 г. № 345). Благодаря этой мере количество организаций и ИП, оказывающих помощь сельскому населению, выросло. По информации Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), в начале 2020 года бытовые услуги в сельской местности оказывали 13,6% субъектов хозяйствования, 104 из них – многопрофильные организации. Государственный социальный стандарт предусматривает обеспечение сельских жителей 11 видами услуг: ремонт одежды, обуви, мебели, аппаратуры; прокат, парикмахерские, фото, химчистка, ритуальные и иные услуги. И, согласно еще одному Указу  главы государства № 337, регистрироваться как ИП можно не всем. Речь о парикмахерских, косметических услугах, ремонте компьютеров и обуви, строительных работах. Необязательно иметь и стационарное помещение – выездное обслуживание по графику все больше пользуется популярностью.

По мнению начальника управления социальной сферы и услуг МАРТ Алеси Абраменко, посредством льгот и преференций происходит стимулирование предпринимательской активности на селе.

По данным статистики, у населения Беларуси есть возможность получать 157 видов различных бытовых услуг. Наиболее востребованы ремонт автомобилей и компьютеров, а также парикмахерские услуги. Больше всего объектов бытового обслуживания расположено в Минске и Брестской области – 7396 и 4475 соответственно.

Вопрос – ответ

Клиент имеет право

На вопросы потребителей отвечает председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна СУША.

– В химчистке мне испортили дубленку. Что делать?

Ирина Сергеевна, Мозырь

– Потребитель вправе потребовать компенсацию в размере двукратной стоимости дубленки с учетом процента износа либо двукратной остаточной стоимости вещи, если она была согласована при приемке.

– Отдала в ремонт сапоги (потребовались новые набойки). В результате работы был расколот каблук. Как быть?

Катерина, Кобрин

– В подобной ситуации можно потребовать: заменить каблук, предоставить аналогичную модель обуви или компенсировать ее стоимость.

– В ателье некачественно сшили пальто из моего материала. Переделать невозможно. И что теперь?

Тамара, Минский район

– Рекомендую обратиться с заявлением на имя заведующего ателье с требованием сшить новое пальто из аналогичного материала за счет ателье либо вернуть уплаченную сумму за услугу и компенсировать стоимость испорченной ткани с учетом индексации.

– Мы купили билет на автобус Минск – Гродно. В пути транспорт сломался, и нам пришлось добираться на попутках. Какие претензии можно предъявить перевозчику?

Петр Иванович, Гродно

– Пассажиры имеют право потребовать возмещения стоимости билета и компенсации морального вреда.

– В парикмахерской в процессе окрашивания волос краситель попал мне на одежду. Пиджак испорчен. Заведующая парикмахерской сказала, что ничем помочь не может. Это действительно так?

Ольга, Орша

– Клиент вправе потребовать устранить недостаток, возникший по вине мастера. Если сделать это невозможно, администрация парикмахерской обязана предоставить такую же одежду или возместить ее стоимость.

В случае оказания некачественной услуги потребителю следует обратиться с письменной претензией к ее исполнителю, описывая возникшую проблему и варианты ее исправления (компенсации). Если вам отказывают в ее удовлетворении или игнорируют, то вы вправе подать иск в суд. Помочь составить такое заявление могут как в Белорусском обществе прав потребителей, так и в региональных представительствах.

Подготовила Галина СТРОЦКАЯ

Фото Виталия ГИЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости