В стране

Сельского парикмахера не видели? Узнали, как получают бытовые услуги жители деревень, где нет даже магазина

Горожане редко задаются вопросом, где починить утюг, постричься или пошить платье – такие услуги всегда оказываются в областных и районных центрах. А как обстоят дела в сельской местности, особенно в небольших деревнях, где нет даже стационарного магазина? Наш корреспондент посетила несколько населенных пунктов Брестской области.

Нерентабельные КБО

На территории Гончаровского сельсовета Ляховичского района расположено 26 населенных пунктов, и ни в одном из них нет комбината бытового обслуживания (КБО). Последний комплексный приемный пункт (КПП) закрыли в прошлом году из-за хронической нерентабельности.

– Но это не значит, что население брошено на произвол судьбы, – предвосхищает вопрос председатель сельисполкома Владимир Плескацевич. – Например, индивидуальные предприниматели полностью взяли на себя ремонт сложной бытовой техники.

Что касается остальных бытовых услуг, то жители деревни Гончары считают, что в их населенном пункте они отсутствуют. Чтобы починить обувь или одежду, приходится ехать в райцентр, а там – либо ждать целый день, либо приезжать в другой раз. Оба варианта не очень удобны и затратны.

– Все проблематично – и подстричься, и маникюр сделать, и мебель отремонтировать, – сетует на отсутствие сервиса сельчанка Наталья. – Благо еще, что предприниматели, которые ремонтируют технику, приезжают на дом, но за это приходится платить.

В агрогородке Дворец Лунинецкого района дела обстоят иначе – там сохранен комплексный приемный пункт. На его работу, по словам председателя Дворецкого сельисполкома Ивана Видникевича, еще никто не жаловался. Перечень услуг достаточно разнообразный.

– Я и сам бываю на КПП: все там делают быстро и качественно, – говорит Иван Видникевич.

Указ как стимул

С 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года на предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые работают на селе и в малых городах, распространяются льготы (Указ Президента от 22.09.2017 г. № 345). Благодаря этой мере количество организаций и ИП, оказывающих помощь сельскому населению, выросло. По информации Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), в начале 2020 года бытовые услуги в сельской местности оказывали 13,6% субъектов хозяйствования, 104 из них – многопрофильные организации. Государственный социальный стандарт предусматривает обеспечение сельских жителей 11 видами услуг: ремонт одежды, обуви, мебели, аппаратуры; прокат, парикмахерские, фото, химчистка, ритуальные и иные услуги. И, согласно еще одному Указу  главы государства № 337, регистрироваться как ИП можно не всем. Речь о парикмахерских, косметических услугах, ремонте компьютеров и обуви, строительных работах. Необязательно иметь и стационарное помещение – выездное обслуживание по графику все больше пользуется популярностью.

По мнению начальника управления социальной сферы и услуг МАРТ Алеси Абраменко, посредством льгот и преференций происходит стимулирование предпринимательской активности на селе.

По данным статистики, у населения Беларуси есть возможность получать 157 видов различных бытовых услуг. Наиболее востребованы ремонт автомобилей и компьютеров, а также парикмахерские услуги. Больше всего объектов бытового обслуживания расположено в Минске и Брестской области – 7396 и 4475 соответственно.

Вопрос – ответ

Клиент имеет право

На вопросы потребителей отвечает председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна СУША.

– В химчистке мне испортили дубленку. Что делать?

Ирина Сергеевна, Мозырь

– Потребитель вправе потребовать компенсацию в размере двукратной стоимости дубленки с учетом процента износа либо двукратной остаточной стоимости вещи, если она была согласована при приемке.

– Отдала в ремонт сапоги (потребовались новые набойки). В результате работы был расколот каблук. Как быть?

Катерина, Кобрин

– В подобной ситуации можно потребовать: заменить каблук, предоставить аналогичную модель обуви или компенсировать ее стоимость.

– В ателье некачественно сшили пальто из моего материала. Переделать невозможно. И что теперь?

Тамара, Минский район

– Рекомендую обратиться с заявлением на имя заведующего ателье с требованием сшить новое пальто из аналогичного материала за счет ателье либо вернуть уплаченную сумму за услугу и компенсировать стоимость испорченной ткани с учетом индексации.

– Мы купили билет на автобус Минск – Гродно. В пути транспорт сломался, и нам пришлось добираться на попутках. Какие претензии можно предъявить перевозчику?

Петр Иванович, Гродно

– Пассажиры имеют право потребовать возмещения стоимости билета и компенсации морального вреда.

– В парикмахерской в процессе окрашивания волос краситель попал мне на одежду. Пиджак испорчен. Заведующая парикмахерской сказала, что ничем помочь не может. Это действительно так?

Ольга, Орша

– Клиент вправе потребовать устранить недостаток, возникший по вине мастера. Если сделать это невозможно, администрация парикмахерской обязана предоставить такую же одежду или возместить ее стоимость.

В случае оказания некачественной услуги потребителю следует обратиться с письменной претензией к ее исполнителю, описывая возникшую проблему и варианты ее исправления (компенсации). Если вам отказывают в ее удовлетворении или игнорируют, то вы вправе подать иск в суд. Помочь составить такое заявление могут как в Белорусском обществе прав потребителей, так и в региональных представительствах.

Подготовила Галина СТРОЦКАЯ

Фото Виталия ГИЛЯ