test gtag

Сетка и экодуки: в Беларуси ищут пути минимизации числа ДТП с участием диких животных

Печальное лидерство по столкновению автомобилей с животными удерживает трасса М1 (Брест–Минск–граница РФ). Так, в декабре водитель «Ауди» столкнулась на дороге в Ивацевичском районе с двумя лосями, оказавшись в итоге с тяжелыми травмами в реанимации.

– Проблема выхода зверей на скоростные трассы действительно актуальна, но и водители потеряли чувство самосохранения: ездят на неисправных машинах, не включают ближний и дальний свет в плохую погоду, превышают скорость. Да, на М1 можно разгоняться до 120 км в час, но это ведь не значит, что нужно мчаться там, где установлены знаки «Дикие животные», – считает генеральный директор РУП «Бреставтодор» Михаил Непочелович.

Сетка, натянутая вдоль дорог, не является панацеей в данном случае. Наткнувшись на нее, зверь мечется, представляя собой еще большую угрозу.

– А сплошной стеной сетку не натянешь, ведь у любой автомагистрали есть развязки, – поясняет Михаил Непочелович.

Над решением обозначенной проблемы работают сегодня и МВД, и Минтранс, и «БелдорНИИ». В последней организации сообщили, что к концу 2019 года будет создан каталог типовых решений строительства надземных переходов (экодуков), которые мировое сообщество признало наилучшим выходом из ситуации. На переходы зверей направляют с помощью специальных сеток, и они не мешают автомобилям на трассе. Правда, стоят такие переходы недешево: один обходится примерно 660 тыс. евро в эквиваленте.

– Мы можем предложить и по 20 экодуков для каждой дороги, но потянут ли их собственники? – говорит ведущий инженер отдела предприятия «Белгипродор» Александр Звонников. – Работа по созданию переходов для животных ведется сейчас на всех реконструируемых трассах. На М7 (литовское направление), к примеру, предполагаются и сетка, и наземные, и подземные переходы. Поживем – увидим, будет ли это эффективно.

А как у них?

* В Швеции в автошколах сдают специальный экзамен «Объезд лося».

* В Финляндии в 2014 году лосям покрыли рога светоотражающей краской. В авариях впоследствии пострадали только двое животных.

Важно знать

* Если водитель сбил животное и уехал, ему грозит административная ответственность. Если увез с собой тушу зверя – штраф в размере 5–20 базовых величин (незаконная охота) или лишение права на вождение автомобиля сроком до 2 лет.

* Согласно карте, составленной Национальной академией наук, основные пути миграции крупных животных пролегают возле крупных трасс по направлению к Гомелю и Бресту.

* Расстояние от Бреста до Минска составляет 340 км. Для обнесения сеткой 1 км трассы требуется 16 тыс. у.е., всего участка – 5,5 млн. евро.

Галина СТРОЦКАЯ