Шпалеры XVI века и предметы мебели, о которых вы раньше даже не слышали. Рассказываем, чем пополнилась коллекция Гродненского государственного историко-археологического музея
Наверх

Шпалеры XVI века и предметы мебели, о которых вы раньше даже не слышали. Рассказываем, чем пополнилась коллекция Гродненского государственного историко-археологического музея

21 марта 2025

Результат удачной «охоты» за редкими предметами, которые в перспективе можно будет увидеть в интерьерах Старого замка, и подаренные жителями региона произведения искусства – около 80 наиболее интересных экспонатов, ставших частью обширной коллекции музея в течение последних нескольких лет, представили на выставке в Новом замке.

Сейчас мы активно работаем над будущими экспозициями дворцовой части Старого замка, где будет много интерьерных помещений конца XVI – XVII веков: «Спальня короля», «Портретный зал», «Столовая изба» и другие. Уже утвержден эскизный проект, согласно которому поэтапно приобретаем будущие экспонаты для воссоздания интерьера королевских покоев, рассказывает заведующий художественным отделом музея Елена Русачек. Предметы того периода дорогостоящие и достаточно редкие, их сложно отыскать даже у антикваров. Поэтому очень гордимся ценными приобретениями.

В числе раритетов – шпалеры, созданные вручную мастерами Фландрии и Франции.  Роскошные тканые картины, которые делали из шерсти с вкраплениями шелка, с одной стороны, служили украшением пространства и демонстрировали высокий статус владельца, а с другой – выполняли утилитарную функцию, защищая от холода и сквозняков. Позволить себе эти предметы декоративно-прикладного искусства могли только очень состоятельные люди (не зря полотна относились к числу дипломатических даров!). Благодаря сохранившимся инвентарям известно, что при Стефане Батории шпалеры были и в Старом замке.

– Четыре столетия – большой срок для предмета из шерсти. Шпалер сохранилось мало и, как правило, они требуют реставрации. Одну из приобретенных работ уже обновили специалисты музея, над восстановлением другой еще предстоит поработать. Чтобы обеспечить сохранность полотна, разместили его на выставке не вертикально, а горизонтально, так оно не будет разрушаться под собственным весом, – поясняет сотрудник музея.

Интерес вызывает и приобретенная для Старого и Нового замков мебель ХVI-XIX столетий. Например, роскошный дубовый сундук XVI века в готическом стиле (на принадлежность к этому направлению указывает характерный стрельчатый орнамент). Сейчас «куфар» воспринимается в первую очередь как место для хранения одежды и других вещей. Но раньше это была универсальный предмет мебели, который служил еще и столом, и скамейкой, и кроватью – всё зависело от потребностей хозяина.

Ряд приобретенных образцов мебели относится к эпохе историзма – 1820-1890-м годам. В этот период искусство обратилось к художественным стилям прошлого: ренессансу, барокко, рококо, продолжает Елена Валерьевна и показывает: Например, вот этот буфет-креденца, отличительной чертой которого является ступенчатое надстолье, создан в стиле неоренессанс. Своим название он обязан итальянскому слову «credenza» вера (доверие): во времена позднего Средневековья на таких шкафах размещали блюда, которые слуги проверяли на наличие яда. Со временем креденца начали использовать для хранения и демонстрации дорогостоящей посуды. Известно, что, когда в Старый замок приглашали гостей, буфет-креденца вносили в столовую избу.

Фонды музея пополнили уникальные предметы интерьера, в том числе старинные часы второй половины XVI-первой половины XVII века работы немецких мастеров. Такие экземпляры – большая редкость на рынке антиквариата, их можно увидеть в крупных музеях мира и вот сейчас – в Гродно. Верхний 24-часовой циферблат на передний панели отображает еще геоцентрическую систему мира, согласно которой вокруг неподвижной Земли вращаются Солнце и Луна, нижний циферблат определяет четверти и получетверти часа.

– Помимо целенаправленных приобретений музея на выставке есть ряд экспонатов, подаренных нашему учреждению. Например, не так давно отдел редкой книги получил в дар от гродненки, которая сейчас живет в России, издание XVIII века. Она искала в антикварном магазине подарок на юбилей знакомого и обратила внимание на эту книгу, напечатанную в родном городе, – рассказывает Елена Русачек. – Написанный на церковнославянском языке сборник «Цветник» служит своего рода руководством для монашеской жизни.  Интересно, что издан он был всё же не в Гродно, а в российском городе Клинцы. Как такое возможно? В условиях гонений староверы при печати использовали фиктивные данные, в этом случае – изменили место издания. Хотя книга и не из нашего региона, всё равно рады, что она пополнила фонды.

Коллекционер подарил музею работы известного художника-передвижника Станислава Жуковского. Уроженец Гродненщины, творивший в начале ХХ века, известен своими пейзажами и картинами с изображением интерьеров старинных дворянских усадеб. До недавних пор в музее не было полотен этого автора, что делает приобретение особенно ценным. Несколько своих работ преподнесли в дар после персональной выставки в Новом Замке минские художники Всеволод Швайба и Тамара Дементьева.

– Достаточно необычным путем попали в коллекцию пейзажи Михаила Плужника – одного из основателей гродненской школы живописи. Несколько лет назад в музей обратилась женщина, которой от бабушки достались эти картины, с просьбой провести оценку работ. Они оказались в плачевном состоянии: во многих местах глубокий кракелюр (трещины – прим. Авт.) и потери красочного слоя, – вспоминает Елена Русачек. – Объяснили, что при транспортировке (владелица хотела продать работы за рубежом) разрушение может стать фатальным.  Стало жаль, что произведения будут утрачены, поэтому музей предложил выкупить их. Наши специалисты отреставрировали работы, и теперь их сохранности ничто не угрожает.

Елена КАЯЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
24 апреля 2025 23 апреля 2025 22 апреля 2025 21 апреля 2025
Все новости