В стране

Стилист: «Белорусская одежда может быть такой же качественной, как импортная»

Есть ли в Беларуси модная индустрия? Популярна ли среди жителей республики одежда отечественного производства? Почему о многих белорусских дизайнерах ничего не известно за рубежом? Ответы на эти вопросы искали эксперты в ходе «круглого стола», проходившего в пресс-центре еженедельника «Аргументы и факты».

Отношение меняется

«Можно однозначно сказать, что модная индустрия в нашей стране есть, – отметила руководитель event-агентства Ирина Николаева. – Появляется все больше талантливых дизайнеров, которые уже сегодня готовы достойно представить нашу республику на мировых подиумах. Некоторые авторы успешно продвигают свою продукцию на внешних рынках. В нашей стране проходят недели моды и другие альтернативные проекты, в которых участвуют именитые модельеры со всего мира. Растет индустрия красоты, все большую популярность набирают профессии стилиста и модели, еще совсем недавно считавшиеся чуждыми для Беларуси».

По словам стилиста Валентины Казак, в последние годы в нашей стране все больше дизайнеров открывают свои шоу-румы одежды. Меняется и отношение самих белорусов к отечественным брендам. Они начинают понимать, что белорусская одежда может быть такой же качественной, интересной и стильной, как импортная.

«Потребитель стал более ответственно подходить к своему выбору, – считает директор digital-агентства «Фабрика брендов» Ольга Коробова. – В этом году в нашу страну пришли всемирно известные бренды масс-маркета, за которыми раньше белорусы вынуждены были ездить за рубеж. Однако спрос на дизайнерскую одежду все равно высок. И это неудивительно, ведь молодые дизайнеры зачастую предлагают более интересные коллекции в той же ценовой категории. В этой связи, мне кажется, у небольших крафтовых брендов появляются хорошие возможности для выхода на рынок».

К слову, сегодня модная индустрия развивается не только в столице, но и в областных городах, отмечают эксперты. К примеру, в региональном фестивале моды и стиля «Мода Фэст» традиционно принимают участие все областные центры.

Директор Центра моды Игорь Селицкий уверен:  чтобы имена наших авторов звучали на мировых подиумах, нужно время. «Мы стартовали позже других стран Европы и сейчас только нарабатываем специалистов в области моды, нам нужно время, чтобы количество переросло в качество», – добавил он.

Дизайнерский = дорогой?

Все мы знаем, что дизайнерские вещи дорогие. И они не могут стоить столько же, сколько вещи из масс-маркета, уверена Валентина Казак. Ведь потребитель идет в шоу-рум за эксклюзивом, вещью с историей. И заранее должен понимать: за индивидуальность придется заплатить больше.

По мнению директора Центра моды, дизайнерские изделия стоят недорого ровно до того момента, пока их автор не прославится. «Когда вам встретится хорошая дизайнерская вещь по приемлемой цене, моя рекомендация: пользуйтесь случаем, ведь если это действительно интересный продукт, его цена будет расти в геометрической прогрессии», – советует Игорь Селицкий.

В свою очередь, директор подиум-школы Nagorny Model Podium School Нина Драко отметила, что высокая цена на авторские изделия полностью оправдана. «Когда мы говорим о стоимости дизайнерской вещи, мы, как правило, забываем о ее истории. Чтобы сделать качественную вещь, дизайнер должен пригласить мастеров высокого уровня и дать им хорошую зарплату, арендовать помещение, оборудование. Некоторым авторам даже приходится отказываться от создания коллекции, потому что ее показ стоит больших денег», – подчеркнула эксперт.

Белорусы откликаются на душевность

Вместе с тем белорусские дизайнеры сталкиваются не только с финансовыми проблемами. «Наши авторы, особенно неопытные, не всегда могут грамотно донести свою, даже самую интересную, идею до потребителя, – отметила Ирина Николаева. – Сегодня недостаточно просто создать красивое платье – его нужно уметь красиво показать и продать. С этим очень часто возникают вопросы. Мне кажется, авторам лучше всего обратиться к профессионалам, которые помогут собрать целостный образ».

Кроме того, до сих пор не все дизайнеры осознают, насколько важно их присутствие в интернете. «Не всегда есть время часами ходить по магазинам в поисках нужной вещи. Гораздо удобнее выбрать и заказать ее по интернету, не выходя из дома», – объяснила директор digital-агентства.

Покупателю также важна обратная связь. «Какой бы это бренд ни был, если человек видит по ту сторону экрана человека, это всегда работает прекрасно. А белорусский потребитель вообще очень откликается на душевность», – добавила Ольга Коробова.

Чего не хватает отечественным дизайнерам?

«Любое движение вперед – это коммерческий проект. А любой коммерческий проект несет коммерческий риск, – подчеркнул директор Центра моды. – Достаточно вспомнить, сколько раз терпел фиаско Генри Форд, пока его проект не стал успешным. У дизайнера попытка может быть всего одна. И сегодня, к примеру, он может пойти по одной дороге, а спустя пару дней понять, что пошел не туда. Это нелегкий путь, и, чтобы пойти по нему, нужно обладать определенной смелостью».

Другое мнение высказала Ирина Николаева: «Самое сложное для любого человека – взяться за дело и довести его до конца. И дизайнеры не исключение. Порой творческим людям просто не хватает интереса и стремления работать лучше. Ведь возможностей у них сегодня предостаточно. Нужно лишь захотеть начать их использовать», – констатировала руководитель event-агентства.

Анастасия ШИРАЛИЕВА