Наверх

Треснула подошва или потек холодильник? Куда можно обратиться с просьбой о защите прав потребителя

15 марта 2023

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. К этой дате в Национальном пресс-центре приурочили пресс-конференцию. Гостем в студии стала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик, которая дала белорусам полезные рекомендации, как не стать жертвой недобросовестных продавцов.

Куда обращаться за защитой прав потребителей?

В начале беседы Инна Гаврильчик отметила, что в 2023 году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом «Грамотный потребитель – ответственный бизнес». Такая тема выбрана не случайно. Она направлена на то, чтобы сформировать на рынке товаров и услуг пространство взаимного уважения между бизнесом и потребителем.

По словам представителя МАРТ, механизм защиты прав потребителей состоит из трех крупных блоков. Прежде всего гражданин может воспользоваться государственной защитой своих прав как потребителя.

Поэтому базовым уровнем, куда в первую очередь нужно обращаться за содействием, являются местные исполнительные и распорядительные органы по месту нарушения прав. В каждом гор- и райисполкоме имеется уполномоченный по защите прав потребителей, обязанный оказать содействие.

– Местные органы власти уполномочены рассматривать обращения граждан в соответствии с законодательством, отвечать на все поставленные вопросы, разбираться в ситуации, принимать необходимые меры, выносить предписания нарушителям, обращаться в суд с иском о защите потребителя, – рассказала Инна Гаврильчик.

Если человек не удовлетворен результатами рассмотрения его обращения либо считает, что его права не защищены в полной мере, он имеет право обжаловать ответ в облисполкоме либо Мингорисполкоме (если до этого обращался в администрацию района Минска). Если и с этим ответом не согласен, тогда можно обратиться в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, которое выполняет координирующую функцию в вопросах защиты прав потребителей в Беларуси.

Отстаивать интересы потребителей могут и различные государственные органы в соответствии со своей компетенцией. Например, если нарушены права в сфере туристических услуг, то нужно обращаться в Министерство спорта и туризма, в области перевозок автомобилями такси – в Министерство транспорта и коммуникаций, в сфере банковских услуг – в Национальный банк.

Кроме государственной защиты гражданин может воспользоваться услугами общественных объединений потребителей. Как отметила представитель МАРТ, институт общественной защиты в Беларуси довольно сильно развит.

Общественную защиту на безвозмездной основе осуществляют 20 общественных объединений потребителей.

И как отмечалось выше, если не удалось решить вопрос в перечисленных инстанциях, то любой потребитель может обратиться в суд за защитой своих прав. Причем сделать это гражданин может даже самостоятельно, минуя государственные органы и общественные объединения потребителей.

– При подаче искового заявления в суд в защиту своих прав потребители освобождаются от государственной пошлины. Причем, если правота заявителя признана судебным органом и подтвержден факт нарушения потребительских прав, суд взыскивает с нарушителя штраф в размере 100% суммы, присужденной в пользу потребителя, – уточнила Инна Гаврильчик.

За каждой цифрой – человек с проблемой

В 2022 году МАРТ и гор(рай)исполкомы рассмотрели 9 тыс. 878 обращений потребителей. По результатам гражданам возмещен материальный ущерб на сумму 27 тыс. 117 рублей, вынесено 326 предписаний и составлено 272 протоколов, привела цифры начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.

Инна Гаврильчик отметила, что чаще всего в прошлом году белорусы обращались в министерство и местные органы власти с нареканиями на работу сферы торговли и жилищно-коммунальных услуг. С расширением онлайн-торговли увеличилось количество жалоб на интернет-магазины. В частности, рост обращений в 2022 год дала интернет-площадкой Wildberries после введения платного возврата товаров. МАРТ пришлось вмешаться, чтобы разрешить ситуацию – маркетплейс вернул потребителям деньги.

К слову, именно правой статус маркетплейсов, корректировка перечня товаров длительного пользования и непосредственно Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» – это те задачи, над которым работает Министерство антимонопольного регулирования работает на перспективу.

Когда отказ продавца принимать товар с недостатками неправомерен

В ходе пресс-конференции Инна Гаврильчик дала несколько советов потребителям, чтобы недобросовестные продавцы не ввели покупателей в заблуждение.

Она обратила внимание, что довольно часто продавцы при отказе принимать обратно товар с недостатками оперируют таким понятием как 14-дневный срок возврата и обмена товара.

– Но это не совсем так, – предостерегает представитель МАРТ и напоминает: – Срок в 14 дней установлен для того, чтобы потребитель мог (конечно, при соблюдении определенных условий) вернуть качественный товар, если он решил, что купленная вещь ему не подходит по каким-то причинам либо оказалась не нужна или, например, подарили подобную.

Она обратила внимание, что некачественный товар можно сдать в течение гарантийного срока. Если гарантия составляет менее двух лет, то в течение двух лет.

– Предположим, вы носили обувь, через полгода проявился недостаток – скажем, треснула подошва. Хотя гарантийный срок составлял, к примеру, лишь месяц, потребитель имеет право обратиться к продавцу и заявить о недостатках товара, – привела пример Инна Гаврильчик.

По мнению эксперта, важно знать и еще об одном нюансе. В случае, когда покупатель приходит к продавцу с нареканиями на недостатки в технически сложном товаре, торговец не может перенаправлять потребителя в ремонтную организацию. В Законе о защите прав потребителей зафиксировано, что покупатель по своему усмотрению может обратиться либо к продавцу, либо в ремонтную организацию, либо к поставщику.

Начальник управления сделала акцент и еще на одной распространенной проблеме – навязывание продавцом дополнительных платных услуг, к примеру, потребителям предлагают подписать договор на расширенную гарантию на такие технически сложные товары, как холодильник, СВЧ-печь, стиральная машина и так далее. Некоторые и вовсе заявляют, что без дополнительной гарантии по акционной цене товар не продается.

– Это прямое нарушение законодательства о защите прав потребителей. Покупателю важно понимать, что на технически сложный товар уже установлен гарантийный срок, в течение которого можно предъявить претензию. Расширенная же гарантия распространяется, к сожалению, не на все случаи поломки, вероятнее всего деньги за дополнительную услугу будут потрачены впустую и вернуть их не удастся, – предостерегла белорусов Инна Гаврильчик.

Анжела ЛЮДЫНО

Фото Степана ТЮШКЕВИЧА, носит иллюстративный характер

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
15 октября 2024 14 октября 2024 13 октября 2024 12 октября 2024 11 октября 2024
Все новости