Учебная программа дошкольного образования: во что играть и какую музыку слушать
Многие современные родители относятся к процессу воспитания детей как к искусству, требующему определенных знаний и навыков.
На Национальном правовом интернет-портале опубликовано постановление Министерства образования от 4 августа 2022 года №229 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования». Документ состоит из 383 страниц. Здесь собрана информация, которая поможет воспитать счастливую и гармоничную личность. Наполнение программы будет полезно как воспитателям детских садов, так и родителям и другим заинтересованным лицам, а также всем тем, чья трудовая деятельность связана с общением с детьми.
Стоит отметить, что содержание учебной программы разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и образовательными стандартами дошкольного образования.
В документе делается акцент на том, что к воспитанию детей нужно подходить комплексно. То есть важно уделять одинаковое внимание как их физическому росту, так и социально-нравственному становлению, личностному, познавательному, речевому и эстетическому.
Соответственно, в детских садах учебный процесс разделяется на несколько предметов: физкультура, математика, развитие речи, грамота, музыка и т.д. Содержание занятий отличается в зависимости от возраста.
На любых занятиях нужно учитывать, что дети познают мир через игру. Поэтому игровые ситуации и приемы должны включаться во все виды деятельности.
Число главных музыкальных праздников меняется в зависимости от возраста: от одного раза в год в самой младшей группе до восьми в старшей.
В дни государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней в детских садах нашей страны сотрудникам необходимо проводить торжественные мероприятия с обязательным прослушиванием гимна и поднятием флага.
В документе указано, что, например, на первом году жизни ведущим видом деятельности для каждого ребенка является общение. Это период наиболее интенсивного физического и психического развития, которые влияют на успешность ребенка в будущем. Именно в это время формируется моторика, нормализуется координация движений, совершенствуется механизм тонуса мышц, развиваются зрение и слух. К концу младенческого периода активно формируются речь и ходьба. Дефицит общения в младенческом возрасте может негативно отразиться на психическом развитии.
В это время рекомендуют прослушивать следующие композиции:
- «А-а-а, люлі» (бел. нар. песня);
- «Спи, дитя мое, усни» (муз. А. Аренского, сл. А. Майкова);
- «Баю-бай» (муз. М. Красева, сл. М. Чарной);
- «Утренняя песенка», «Доброе утро», «Зарядка», «Умываемся», «Пора гулять» (муз. Н. Бордюг, сл. Э. Костиной);
- «Агу-агу», «Выход на улицу» (муз. и сл. М. Лазарева);
- «Петушок» (рус. нар. попевка);
- «Солнышко» (рус. нар. мел. в обр. М. Иорданского);
- «Дождик» (рус. нар. мел. в обр. Т. Попатенко) и др.
На втором году жизни дети активно ходят, говорят и играют с предметами. Ведущим видом движений в этот период является ходьба. Движение вызывает у девочек и мальчиков положительные эмоции и развивает ориентировку в окружающем мире. После этого включается активность верхних конечностей.
Рекомендуемый музыкальный репертуар:
- «Весело-грустно» (муз. Л. Бетховена);
- «Колыбельная» (муз. В. Агафонникова);
- «Вальс собачек» (муз. А. Артоболевской);
- «Лошадка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель);
- «Лошадка» (муз. Н. Потоловского);
- «Верхом на лошадке» (муз. А. Гречанинова);
- «Мишка» (муз. Г. Фрида);
- «Зайчик дразнит медвежонка» (муз. Д. Кабалевского);
- «Птичка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Шмаковой);
- «Курочка и цыплята» (муз. Е. Тиличеевой);
- «Кукушка» (муз. В. Шубинской);
- «Наша Таня», «Уронили мишку», «Идет бычок» (муз. Э. Елисеевой-Шмидт, сл. А. Барто) и др.
К трем годам дети становятся достаточно самостоятельными, а их движения более координированными. Увеличивается потребность в общении со сверстниками. Возникают первые симпатии. Кроме того, малыши в этом возрасте учатся сравнивать свои поступки с поступками других.
Рекомендуемый музыкальный репертуар:
- «Ладкі ладком» (муз. Е. Ремизовской, сл. народные);
- «Осень наступила», «Мы – маленькие», «Будем мы хорошими» (муз. и сл. Я. Жабко);
- «Солнышко» (муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто);
- «Дождик» (рус. нар. мел. в обр. Г. Лобачева, сл. А. Барто);
- «Мишка косолапый» (муз. и сл. О. Волох) и др.
Ко второй младшей группе относятся воспитанники от 3 до 4 лет, к средней группе – воспитанники от 4 до 5 лет.
В старшей группе обучаются воспитанники от 5 до 7 лет. В этом возрасте отмечаются изменения в очертаниях лица, происходит смена зубов, существенно меняются пропорции тела. Кроме того, у детей совершенствуется сердечно-сосудистая система. Здоровье укрепляется, организм легче справляется со сменой климатических условий. Ребенок на данном жизненном этапе полностью готов к интеллектуальным нагрузкам, а также к длительному погружению в специально организованную учебную деятельность.
В приоритете по-прежнему игры. Они воспроизводят отношения между людьми и выполняют правила взятой на себя роли.
Рекомендуемый музыкальный репертуар: «Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь» (муз. Н. Соколовского, сл. М. Климковича, В. Каризны); «Радзіма мая дарагая» (муз. В. Оловникова, сл. А. Бачылы); «Песня пра Мінск» (муз. И. Лученка, сл. П. Панченко) и др.
Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Валерия КАРТУЛЯ