В Беларусь приходят инвестфонды: как, куда и зачем вкладывать деньги?
17 июля 2017 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон «Об инвестиционных фондах». Документ вступит в силу 23 июля следующего года. Вместе с представителями Департамента по ценным бумагам Министерства финансов корреспондент 1prof.by выясняла, чем обусловлено принятие закона и каких изменений стоит ждать после вступления документа в силу.
Почему был нужен закон?
По словам заместителя директора Департамента по ценным бумагам Минфина Алексея Красинского, сегодня в Беларуси доминирующее положение в системе финансовых институтов занимает банковский сектор. Однако ресурсов банковской системы недостаточно, чтобы удовлетворить потребности юридических лиц в инвестициях, поэтому нужно искать источники финансирования, альтернативные кредитам. Развитие института инвестиционных фондов предполагает прежде всего решение этой задачи.
Кроме того, появление инвестфондов в нашей стране обусловлено необходимостью выполнения Беларусью договоренностей о формировании ЕАЭС и гармонизации законодательства в сфере коллективных инвестиций. К слову, в России подобный закон действует с 2001 года, в Казахстане – с 2004-го.
Что такое инвестфонд?
В упрощенном виде схему работы инвестфонда можно описать так: вкладчики вносят свои средства в фонд, их инвестиции объединяются в один общий денежный «кошелек», которым (за вознаграждение) распоряжается управляющая организация. Она аккумулирует денежные средства разрозненных вкладчиков и направляет их в крупные инвестиционные проекты. Если фонд работает эффективно, полученная прибыль распределяется между участниками инвестфонда в виде дивидендов, а также приводит к росту стоимости акций (акционерного инвестфонда) и инвестиционных паев (паевого инвестфонда).
В чем выгода для вкладчика?
Во-первых, далеко не каждый житель Беларуси обладает достаточным уровнем финансовой грамотности, чтобы знать, куда можно выгодно вложить свои сбережения и что делать дальше. В случае с инвестфондами всё просто: вкладчик вносит средства в фонд, все дальнейшие действия за него выполняет профессионал – управляющая организация.
Во-вторых, чтобы 20 вкладчикам вложить свои деньги, нужно, условно говоря, совершить 20 операций по инвестированию. В случае, если они объединятся в инвестфонд, это будет одна общая операция. В результате наблюдается эффект «экономии масштаба»: снижаются транзакционные издержки, издержки на оплату услуг финансовых посредников и прочие.
В-третьих, далеко не каждое физическое лицо (и юридическое в том числе) может вложить средства, к примеру, в крупные инвестиционные проекты. В то время как фонду это по силам.
К слову, у каждого инвестфонда должна быть инвестиционная декларация с подробной информацией о том, во что будут вкладываться деньги участников фонда. Это может быть недвижимость или, к примеру, денежный рынок. Однако эксперты полагают, что в первое время в Беларуси будут создаваться универсальные фонды, инвестирующие в разные сферы экономики.
Какие виды фондов появятся в Беларуси?
Согласно закону, в нашей стране предусмотрено создание двух видов инвестиционных фондов: акционерных (только в форме ОАО) и паевых – открытого и закрытого типов. Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) представляет собой юрлицо, которое вправе самостоятельно управлять имуществом фонда, предназначенным для инвестирования, если пройдет аккредитацию. В противном случае он должен передать имущество в управление управляющей организации.
В свою очередь, паевой инвестиционный фонд (ПИФ) создается без образования юридического лица. Формирует ПИФ управляющая организация. Все имущество фонда находится в общей долевой собственности вкладчиков. Право на долю в имуществе ПИФ подтверждается инвестиционными паями (бездокументарными именными ценными бумагами. – Прим. авт.). Каждый инвестиционный пай удостоверяет одинаковую долю в праве общей собственности на имущество паевого инвестфонда и одинаковые права.
Принятие решений возложено на управляющую организацию, однако, когда речь идет о ключевых моментах (например, о внесении изменений в правила фонда), ей необходимо одобрение вкладчиков. Если вкладчики не согласны с решением, они вправе предъявить к выкупу свои паи, и управляющая организация не сможет им в этом отказать.
Что нужно, чтобы стать вкладчиком?
«Прежде чем вложить сбережения, следует ознакомиться с документами: с правилами инвестфонда, с инвестиционной декларацией, которые будут содержать подробную схему его работы, и принять взвешенное решение об участии (или неучастии) в этом фонде, – советует заместитель начальника управления – начальник отдела развития рынка ценных бумаг управления регулирования рынка ценных бумаг Департамента по ценным бумагам Евгения Дроздова. – Следующим шагом станет приобретение акций АИФ или подача заявки управляющей организации ПИФ о желании приобрести паи данного фонда».
Если речь идет о паевом инвестфонде, то в соответствии с условиями договора вкладчики передают управляющей организации в доверительное управление свои средства, которые включаются в имущество ПИФ. Как только паевой инвестфонд будет сформирован, управляющая организация выдаст паи (в бездокументарной форме) вкладчикам.
«Нормы закона выстроены таким образом, чтобы управляющая организация не жила за счет средств фонда. У нее есть свои источники для осуществления хоздеятельности. В то же время, если в результате неправомерных или некомпетентных действий управляющей организации вкладчики терпят убытки, она обязана возместить их за счет собственных средств», – добавила собеседница.
К слову, если стоимость пая начнет падать, у вкладчика есть выбор: подождать, пока цена пая вырастет, либо продать его и выйти из фонда.
Как себя обезопасить?
Согласно новому закону, доходность инвестиционных фондов никак не гарантирована и никем не застрахована. В документе говорится: «Запрещается использовать слова «гарантированный» или «застрахованный» в указанном или измененном виде, в том числе в качестве части составного слова. Наименование акционерного инвестиционного фонда, название паевого инвестиционного фонда не должны содержать слова, позволяющие подразумевать гарантирование дохода».
По словам Евгении Дроздовой, гарантировать вкладчику какую-то доходность, значит вводить его в заблуждение. Раньше по такой схеме работали финансовые пирамиды типа МММ: «Сегодня вы вложите 10 рублей, через месяц получите 100, а если не изымете их, то спустя год гарантированно станете миллионером».
«Никто не знает, как поведет себя рынок завтра, поэтому гарантировать доходность сегодня нельзя. Вместе с тем стоит помнить, что чем выше риск, тем выше доходность. Если вкладчик хочет быстрого дохода, он должен быть готовым к риску. А если его интересует низкий, но стабильный доход, следует выбирать менее рисковые инструменты», – пояснили в Департаменте по ценным бумагам.
Чтобы обезопасить себя, эксперты советуют следовать простому закону инвестирования: не класть все яйца в одну корзину. К примеру, если инвестфонд ориентирован только на рынок недвижимости, в случае его краха вкладчики могут потерять какие-то деньги. Чтобы минимизировать риски, желательно выбирать различные направления инвестирования.
Будут ли востребованы инвестфонды в нашей стране?
По мнению представителей Департамента по ценным бумагам, спрос на инвестфонды будет, особенно среди белорусов, которые имеют сбережения, но не знают, куда их вложить. Институт коллективных инвестиций также может быть интересен людям, которые не имеют доступа к определенному сегменту рынка напрямую. Размещение средств в инвестфонде позволит им решить эту проблему.
«Так или иначе закон – это основной документ, но прописать в нем все детали невозможно. Поэтому в течение года (до его вступления в силу) в соответствие с законом будут приводиться действующие акты законодательства, а также приниматься новые», – резюмировала Евгения Дроздова.
Анастасия ШИРАЛИЕВА