В Беларуси реконструируют Туровский крест, о котором не сохранилось никаких данных
Если ввести в поисковике словосочетание «Туровский крест», то большинство сайтов выдадут информацию о природных крестах, которые растут из земли на Борисоглебском кладбище в райцентре. О самом же артефакте, который планируется реконструировать по поручению Президента Беларуси, почти ничего нет. В отличие, скажем, от Креста Евфросинии Полоцкой. Эту святыню не только знают – к ней едут поклониться.
Чтобы пролить свет на прошлое и будущее Туровского креста, корреспондент портала 1prof.by пообщалась с председателем синодального отдела Белорусской православной церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации Марией Нецветаевой.
Неизвестная история
Полоцкая земля – это уже своеобразный бренд Беларуси. Многие еще со школьной скамьи знают о деятельности Евфросинии Полоцкой, о Кресте, созданном по ее заказу, Софийском соборе. Определенный интерес к городу появился и после реставрации уникальных фресок Спасо-Преображенской церкви.
В этом плане Туров остается немного в тени, хотя он также был центром княжества: там была создана своя епархия. Кстати, туровские князья имели больше шансов попасть на киевский престол, чем полоцкие. Но, к сожалению, землетрясение, произошедшее в городе в начале XIII века, практически уничтожило Туров. Кроме упоминания в Ипатьевской летописи, почти никакой информации о нем не сохранилось – ни о быте жителей того времени, ни о предметах, в том числе сакральных.
«Всё, чем мы сегодня располагаем, – результаты работы археологов. Особенно важны находки, сделанные за последние 50 лет. Ведь именно в 1960-е годы изучение нашей традиции начиналось по-другому. Значимый пример – исследование региона Гродно, – рассказала Мария Нецветаева. – Если в конце XIX века его вписывали в древнерусскую традицию, после Первой мировой войны рассматривали в контексте скифо-сарматской традиции и идеологии, то современная археология дает право на определение уникальности и самоидентичности белорусов».
В 1962 году ученый-историк Петр Лысенко провел раскопки на территории Туровского городища.
Находки, которые ему удалось сделать, приобретают особое значение именно сейчас, когда люди начали активно интересоваться своим, национальным. Это, а также объявление 2017-го Годом науки и определило актуальность вопроса о реконструкции Туровского креста.
Тайна женских образов
Во время раскопок профессор Лысенко нашел четыре свинцовые иконки. О том, что это именно иконы, говорит внешний вид находок. В то время из свинца в основном делались печати, но тогда на них обязательно должны быть надписи. Здесь же таковых нет, а значит, это иконы, которые явно были частью какого-то религиозного предмета.
«Возможно, речь могла идти о частях богослужебного облачения епископа – митре или посохе. Но для последнего иконок слишком много. Ведь на одной из них Богородица находится в трехчетвертном обороте. А значит, ей было парное изображение Иоанна Богослова, которое сейчас или не сохранилось или не найдено, – пояснила Мария Валентиновна. – Кроме того, было изображение Христа или крест. В то же время для митры иконки слишком маленькие: диаметр одной не превышает 3 см. Остается только один вариант – епархиальный крест. Причем эта версия появилась вскоре после обнаружения самих артефактов и с тех пор так и не была опровергнута».
Учитывая размеры икон, размеры креста вполне могли достигать 50–52 см. Три из четырех найденных изображений, вероятно, находились в нижнем рукаве святыни. Одно из них – несомненно, лик Кирилла Туровского: предметы были обнаружены в археологическом слое XIII века, когда он уже был известен как святой монах. Да и описание по иконографическому лицевому своду сходно с изображением на иконке.
А вот два женских образа пока остаются под вопросом: возможно, это великомученица Варвара и преподобная Анастасия.
Однако в самом кресте свинцовые иконы использоваться не будут. Таково было принципиальное решение Белорусской православной церкви. Если предметы выйдут из-под юридического подчинения НАН Беларуси, появится много дополнительных моментов, в том числе необходимость придания иконам статуса историко-культурной ценности, что только усложнит их хранение. Вероятно, на их основе будут изготовлены иконы из драгоценного металла. Вообще, для XII–XIII веков не характерно изготовление церковных предметов из металла повседневного использования. Например, Крест Евфросинии Полоцкой включал драгоценные металлы, камни, редкий вид кипариса.
Две недостающие иконы с изображениями Иоанна Богослова и Спасителя воссоздадут в одной стилистике с уже найденными. Размер креста будет соответствовать размеру икон, а вот будет ли он шести- или четырехконечный, определится в соответствии с исторической справкой и сохранившимися крестами XII века.
Что ждет святыню?
Недавно при БПЦ была создана рабочая группа из 7 человек, в том числе представителей Академии наук и церкви. Последние в частности, должны проследить, чтобы при реконструкции Туровского креста не было упущено никакого богословского контекста. Также в рабочей группе есть представители Банка развития. Ведь именно этой организации Президент Беларуси поручил выделить спонсорские средства для воссоздания святыни. Рабочая группа провела уже несколько встреч, однако точные сроки изготовления креста не установлены.
«Пытаясь уложиться в какие-либо рамки, можно упустить важные факты, – добавила Мария Нецветаева. – Сейчас основная задача – подготовить информационную справку. После работы над историческим контекстом будем обращаться к специалистам, которые помогут в создании художественного макета. Правда, кто это будет, пока не известно. Переговоры идут в том числе и с учебными заведениями. Итоговый вариант святыни утвердят митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси и Президент».
Возрожденный крест вернется в Туровскую епархию. В каком именно храме он будет находиться, решит епископ Мозырский и Туровский Леонид.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ
Фото: kp.by, sputnik.by, из открытых источников.