В Беларуси уменьшается продолжительность учебы и растет доля квалифицированных педагогов
В стране высокий уровень грамотности взрослого населения, высокий охват дошкольным, базовым, общим средним и профессиональным образованием, реализуется концепция непрерывного образования.
Информация об образовании в синеокой представлена в буклете «Беларусь на пути достижения Целей устойчивого развития» и размещена на официальном сайте Национального статистического комитета.
Эмоционально возрастное соответствие детей падает
Доля детей в возрасте 3–5 лет, которые развиваются в соответствии с возрастом, на протяжении 7 лет остается на достаточно высоком уровне. По данным за 2019 год, физическому развитию по возрасту соответствуют 99,5% дошкольников, познавательному развитию – 99,2% детей, социальному и эмоциональному возрастному развитию – 84%.
По сравнению с 2012 годом, вопросы физического развития стали чуть лучше, познавательное развитие осталось примерно на том же уровне, а вот показатели соответствия возрастному эмоциональному развитию среди детей 36–50 месяцев упали за 7 лет более чем на 5%.
Детских садов и школ с интернетом – больше
Охват детей учреждениями дошкольного образования за 5 лет вырос на более чем 10%. Если в 2015 году детский сад в возрасте от 1 до 5 лет посещали 73,5% детей, то в 2019-м дошкольное образование стало доступным для 83,6% малышей.
Доля школ, обеспеченных компьютерами с доступом к интернету для учебных целей, за последние 5 лет значительно увеличилась. Так, начальной школе по сравнению с 2016 годом компьютеры в 2019-м стали доступнее на 18,6%, младшей средней школе – на 14%, старшей средней школе – на 12,8%.
В целом, к 2019 году в каждой из представленных ступеней обеспеченность компьютерами с доступом к интернету составляет более 99%.
Сроки обучения уменьшаются
Ожидаемая продолжительность обучения за 5 лет в Беларуси уменьшилась. По данным Нацстата, в 2015 году белорусы учились примерно 15,3 года, в 2019 году на учебу соотечественники тратят около 14,7 года.
Доля учителей, обладающих минимальными требуемыми квалификациями для преподавания, в последние годы стала выше. В дошкольных учреждениях и старшей средней школе количество квалифицированных педагогов в 2019 году по сравнению с 2015-м увеличилось примерно на 3%. В начальной и младшей средней школах доля квалифицированных кадров осталась практически на уровне пятилетней давности.
Доля молодежи и взрослых (15–72 года), обладающих базовыми навыками в области информационно-коммуникационных технологий, составляла в 2019 году более 45% и за один год увеличилась более чем на 4%.
Где в мире самое лучшее образование?
В рейтинге стран мира по Индексу образования лидируют Германия, Австралия и Новая Зеландия. Беларусь занимает 30-е место. Не могут похвастаться качеством образования Чад, Эритрея и Нигер. Эти страны занимают 187, 188 и 189 места соответственно.
Напомним, портал 1prof.by рассказывает об участии Беларуси в Повестке-2030 в области устойчивого развития на период до 2030 года наряду с 19 странами. Проект включает 17 целей устойчивого развития (ЦУР). О том, что в Беларуси полностью ликвидирована крайняя нищета и голод, а также о цели, связанной со здоровьем и благополучием, мы уже писали.
Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото из открытых интернет-источников