В ближайшие 3 года «Белавиа» обновит почти половину своего авиапарка
О новой взлетно-посадочной полосе
По итогам 9 месяцев 2018 года пассажиропоток Национального аэропорта «Минск» превысил 3,47 миллиона человек (для сравнения: в прошлом году – примерно 4,1 миллиона).
В настоящее время завершается реконструкция действующего терминала аэропорта и ведется работа по проектированию нового. Планируется, что его строительство начнется после проведения II Европейских игр и завершится к чемпионату мира по хоккею, который пройдет в Беларуси в 2021 году.
По словам директора Департамента по авиации Артема Сикорского, на финишную прямую вышло строительство второй взлетно-посадочной полосы. Ожидается, что первые самолеты она сможет принять уже в начале 2019 года.
«Введение в эксплуатацию второй взлетно-посадочной полосы позволит превратить Национальный аэропорт «Минск» в восточноевропейский хаб, – подчеркнул директор департамента. – Ведь хаб – это не только узловой аэропорт, но и определенная технология обслуживания пассажиров, предоставляющая им право выбора более удобных стыковок, наиболее выгодных ценовых предложений и, конечно же, комфорт, оценить который можно даже по очереди у стойки регистрации. Чтобы сделать пребывание пассажиров в аэропорту более удобным, мы прорабатываем возможность внедрения таких современных технологий, как стойки саморегистрации, мобильный посадочный талон и другие».
С открытием второй взлетно-посадочной полосы Департамент по авиации надеется привлечь в Беларусь компании для выполнения трансатлантических и трансконтинентальных полетов. Прорабатывается и возможность осуществления таких полетов национальным авиаперевозчиком.
К слову, сегодня самолетами «Белавиа» летают в 28 государств мира, и география полетов постоянно расширяется. Уже в следующем году компания намерена получить разрешение на открытие регулярного рейса в Мюнхен. Также в планах национального авиаперевозчика – организация полетов в Мурманск, Таллин и по некоторым другим направлениям.
«Мы хотим более активно развивать полеты из областных аэропортов, – отметил генеральный директор «Белавиа» Анатолий Гусаров. – Ведь недавно введенные регулярные рейсы в Египет, которые выполняются практически из всех областных городов Беларуси, пользуются у пассажиров большим спросом».
Об авиапарке
Анатолий Гусаров рассказал, что благодаря крупному инвестиционному проекту, который завершился в этом году, «Белавиа» смогла существенно обновить свой авиафлот. Всего за последние 5 лет компания приобрела в собственность 8 современных высокоэффективных воздушных судов – 3 самолета Boeing и 5 Embraer.
«В ближайшие 2 года мы планируем вывести из эксплуатации самолеты, которые хорошо себя зарекомендовали, но по топливной эффективности и ряду других параметров в меньшей степени соответствуют сегодняшним реалиям», – отметил генеральный директор авиакомпании.
Уже в следующем году «Белавиа» приобретет 4 новых самолета Embraer и 2 лайнера нового поколения Boeing 737 МАХ8. А в 2020-м перевозчик возьмет в лизинг еще 4 Boeing 737 МАХ8 и один Embraer.
Таким образом, за 3 года «Белавиа» обновит практически половину своего авиапарка. Это позволит значительно расширить географию полетов, улучшить операционные характеристики самолетов и продолжить политику по снижению стоимости авиабилетов.
О стоимости билетов
«Мы понимаем необходимость снижения цен на авиабилеты, – отметил директор Департамента по авиации. – И в последние 2–3 года наблюдаем, что перелеты становятся дешевле. Это стало возможным благодаря жесткой конкуренции между перевозчиками и аэропортами. Вообще, рынок авиаперевозок очень специфичен: если производители повышают цены на свою продукцию, исходя из потребительской инфляции, то гражданская авиация не может воспользоваться этим механизмом. Более того, мы вынуждены постоянно снижать стоимость авиабилетов, чтобы быть конкурентоспособными».
По словам Артема Сикорского, один из элементов экономии, который в последнее время стали активно внедрять традиционные авиаперевозчики, – введение безбагажных тарифов. Эта опция позволяет экономить от 5 до 15 евро за одно место. В ближайшее время внедрить безбагажные тарифы планирует и «Белавиа». Однако прежде необходимо внести изменения в Воздушный кодекс республики.
«К сожалению, эта процедура затянута по времени. Но мы прилагаем все усилия, чтобы ее ускорить», – подчеркнул директор Департамента по авиации.
О приходе лоукостеров
Эксперты отметили, что Беларусь открыта для сотрудничества с лоукост-компаниями. В частности, рассматривается возможность их прихода в областные аэропорты.
«Но для этого должна быть обоюдная заинтересованность. К примеру, наш аэропорт предоставил «Победе» (российская лоукост-компания. – Прим. 1prof.by) условия, которые удовлетворяли именно их бизнес-модели, но дальше переговоров дело не пошло», – пояснил Артем Сикорский.
По его словам, зачастую лоукост-компаниям нужны не просто скидки на наземное обслуживание в аэропортах, но и, к примеру, определенный процент от продаж в магазинах дьюти-фри.
«Но у нас тоже могут быть условия: например, чтобы лоукост-компании не увозили, а привозили в страну 100 000 туристов. Если регион заинтересован в привлечении компании, то это переговорная площадка, на которой просто договариваться», – подчеркнул директор Департамента по авиации.
В пример он привел авиакомпанию «Белавиа», которая выполняет полеты в прибалтийские курортные города, а местные органы власти для привлечения туристов используют процедуру дотаций.
В свою очередь, Анатолий Гусаров отметил, что было бы неправильно надеяться на то, что с приходом лоукост-компаний авиабилеты станут значительно дешевле.
По словам гендиректора «Белавиа», в нашей стране лоукостеры могли бы сейчас работать только на таких направлениях, как Москва и Киев, а в летний период – Барселона, Тель-Авив и Ларнака. Причем заинтересованность в организации подобных полетов чаще озвучивает именно белорусская сторона, а не сами авиаперевозчики.
О безопасности полетов
По словам Анатолия Гусарова, «Белавиа» регулярно (раз в 2 года) проходит проверку всех подразделений, составляющих авиакомпании, направленных на подготовку, обеспечение, выполнение полетов и поддержание лётной годности судов. Она включает в себя как технические работы, так и оценку профессионального уровня всего персонала, который имеет отношение к выполнению полетов.
Генеральный директор авиакомпании также отметил, что «Белавиа» занимает 3–4-е место в Европе по показателям обеспечения безопасности полетов среди всех европейских авиакомпаний (данные Европейского агентства по безопасности полетов).
«Однако мы не расслабляемся, понимая, что каждый полет – особенный и требует от экипажа и персонала соответствующего отношения и подготовки», – подчеркнул Анатолий Гусаров.
До конца года перевозчик планирует завершить установку автоматизированной системы поддержания лётной годности AMOS. Это самая современная технология, которую используют крупные передовые авиакомпании. Она позволит более качественно контролировать состояние всех систем и узлов каждого самолета, а также прогнозировать разного рода неисправности.
Анастасия ШИРАЛИЕВА