В стране

В метро без очередей: как проект Минского метрополитена развивает цифровую экономику

Внезапно закончился проездной, опаздываешь на работу, в метро очереди… Такая ситуация знакома многим пользователям Минского метрополитена. Но с недавних пор решить проблему просто – нужно всего лишь поднести к турникету бесконтактную банковскую карту, и плата за поездку спишется.

Уникальный для столичного метро проект стартовал в сентябре 2017 года. Тогда турникет с возможностью оплаты банковской картой появился только на станции «Площадь Ленина». А с июня этого года можно сделать практически на каждом турникете на всех станциях метро. С момента запуска проекта таким способом за проезд расплатились 2 млн 111 тыс 300 пассажиров, или 32 тыс человек в сутки.

Минск ставит рекорды скорости

– Мы не ждали таких положительных результатов. Проект запустили очень быстро, причем затраты были гораздо ниже возможных. Все потому, что компания ABI Group, которая совместно с «Минсктрансом» разрабатывала автоматизированную систему оплаты и контроля проезда в общественном транспорте, изначально сделала ее совместимой с банковскими картами. И когда возникла идея создания нового способа оплаты, достаточно было только обновить программное обеспечение. В Минске пассажиры привыкли к высокому уровню сервиса, и нашей задачей было не усложнить систему, – рассказал на конференции Minsk Transit Forum руководитель группы инновационных решений Visa CISSEE Евгений Лесняк.

Благодаря инновационному проекту Минск стал третьей столицей мира после Лондона и Ванкувера, где есть такой способ оплаты проезда в метро. Белорусский город также поставил ряд мировых рекордов, например, по скорости считывания банковских карт – всего за 0,3 секунды!

– По всему миру онлайн-трансакции проходят в среднем за 3–5 секунд, и это считается достаточно хорошей скоростью. Но мы посчитали, что для работы метрополитена это слишком долго. Для пассажиров считывание карт должно проходить незаметно, – комментирует эксперт.

Комфортный прием для иностранцев и участников II Европейских игр

По словам директора Минского метрополитена Владимира Сотникова, особенно важно было реализовать проект до начала II Европейских игр, которые город примет в 2019 году. Люди активно пользуются таким способом оплаты во время массовых праздников, Дня Независимости и Дня города. Удобным проект оказался и для иностранцев: чтобы проехать в метро, им не нужно задумываться о том, как купить жетон или где поменять деньги.

По статистике, с мая 2018 года услугой бесконтактной оплаты проезда с помощью банковской карты воспользовались клиенты 112 банков-эмитентов разных стран мира, причем из них только 13 белорусских. На 100 соотечественников – пользователей услуги приходятся 4 иностранца. Среди держателей небелорусских карт больше всего клиентов российских банков, потом китайских и канадских, на третьем месте – пользователи карт банков США и Австралии.

На пути к цифровой экономике

– Мы смогли внедрить новую систему оплаты проезда благодаря продвинутому использованию банковских карт для совершения покупок в Беларуси и развитой бесконтактной платформе. И тут же увидели позитивный обратный эффект. Потребители, которые начали оплачивать проезд банковской картой в метрополитене, стали чаще использовать карты для совершения своих покупок, – отметил региональный менеджер Visa CISSEE в Беларуси, Азербайджане и Молдове Игорь Ковалев. – Общество тратит от 1% до 2% ВВП на поддержание наличного денежного оборота. Когда общество мигрирует на цифровые платежи и цифровую экономику, есть возможность сберечь эти затраты.

Цели участников проекта достаточно амбициозны. По мнению экспертов, уже в 2019 году половина пассажиропотока метрополитен (а это 400 тыс. пользователей в день) будут использовать банковские карты для оплаты проезда. В ближайшем будущем опыт столичной подземки планируют перенести на наземный транспорт и создать единую систему оплаты проезда по всей Беларуси.

Диана ФИЛИМОНОВА

Фото Валерия КАРТУЛЯ