В стране

В области машиностроения лидерами экспорта стали холодильники и телевизоры

С начала 2020 года страна увеличила экспорт бытовой и сельхозтехники, но в целом поставки продукции предприятий Министерства промышленности за рубеж снизились.

Машиностроение Беларуси – это 237 крупных и средних организаций, обеспечивающих почти 15% всего объема промышленного производства страны. По данным Нацстата, в 2019 году в отрасли трудилось около 192 тыс. человек. Они произвели продукции машиностроения на сумму 17,2 млрд рублей, или 100,4% в сопоставимых ценах к уровню 2018 года.

В частности, в 2019 году страна выпустила 20,6 тыс. легковых автомобилей; 1 059, 6 тыс. телевизоров; 14,9 тыс. лифтов; 56 электробусов; 67,2 тыс. велосипедов; 133 троллейбуса; 71,1 тыс. электросоковыжималок; 882,4 тыс. микроволновых печей; 114,2 тыс. плит и варочных панелей. По удельному весу экспорта отдельные виды продукции машиностроения в общем объеме произведенной продукции в 2019 году распределились следующим образом: телевизоры – 95,2%; холодильники и морозильники бытовые – 89,7%; автобусы – 84%; грузовые автомобили (включая карьерные самосвалы, тягачи, шасси, самосвалы для эксплуатации в условиях бездорожья) – 77,3%; лифты, комплекты сборочные лифтов и скиповые подъемники с электроприводом – 61,6%. В 2019 году продукция белорусского машиностроения поставлялась на рынки 148 стран мира.

С начала 2020 года Беларусь также увеличила экспорт бытовой и сельхозтехники, но в целом поставки продукции предприятий Министерства промышленности за рубеж снизились.

– Если говорить о бытовой технике, сегодня наши предприятия наращивают экспорт в среднем на 5-10% к уровню 2019 года. Положительный эффект дало то, что мы не остановили производственные процессы на фоне пандемии, обеспечили выпуск продукции, нарастили свои экспортные возможности, – сказал первый заместитель министра промышленности Сергей Гунько.

Экспорт сельхозтехники тоже прирастает не менее, чем на 7% к уровню 2019 года. А вот поставки тракторной техники до конца июля немного не дотягивали до уровня 2019 года. В августе-сентябре, как правило, продажи растут, однако в этом году традиционного спроса не было и поставки снизились на 7-8%.

В продажах легкового транспорта были периоды и роста, и спада. В начале весны выросли продажи в РФ, потом с мая наметилось перенасыщение рынка, также влияние оказали ограничительные меры на фоне COVID-19. С августа в России начали отмечать дефицит автомобилей, к тому же «БЕЛДЖИ» вывел на рынок новую модель Geely Coolray. По мнению первого замминистра, на эти автомобили наблюдается огромный спрос на территории Российской Федерации, это бестселлер в продажах России.

 – Что касается общего экспортного потенциала, с учетом рынков третьих стран мы в этом году пока имеем объем экспорта 92-93% к уровню 2019 года в долларовом эквиваленте, – резюмировал Сергей Гунько.

За 5 лет в Беларуси выпустили около 500 новых моделей телевизионной техники, около 220 моделей СВЧ-печей, более 50 моделей холодильной техники.

Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Александра ПОБАТА