Наверх

В школах Беларуси будут больше рассказывать о детях – жертвах войны. Какое отношение к теме имеет мемориальный комплекс «Красный берег»

12 августа 2022

Начиная с 2022-2023 учебного года, в четвертых классах программа предмета «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» дополнится темой «Трагедыя беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны. Гістарычная памяць аб гібелі жыхароў беларускай вёскі Хатынь і дзецях – ахвярах вайны».

Как указано на сайте Министерства образования, совсем скоро к учебным занятиям приступят около 1 млн. 85 тыс. учащихся, в том числе 115 тыс. первоклассников. Важнейшим документов, регламентирующим деятельность учреждений общего среднего образования, является учебный план. Не только в 4-м классе в учебную программу добавлены темы по войне. К примеру, в 9-х и 11-х классах уроки истории Беларуси дополнят параграфами о сохранении исторической памяти. Кроме того, ребята будут детально изучать Закон Беларуси «О геноциде белорусского народа». В 11-м классе в учебную программу включены параграфы с информацией о преступлениях польских, украинских, литовских и латышских националистов против мирного населения Беларуси, об участии белорусских коллаборационистов в реализации оккупационной политики германских нацистов на территории нашей страны. Вместе с тем с 1 сентября 2022/2023 учебного года учащиеся 9-го класса начнут изучать учебный модуль «Великая Отечественная война», который включает в себя раздел «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа» по предмету «Всемирная история». В модуль также вошел раздел «Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн» по предмету «История Беларуси». Третья составляющая модуля – программа факультативного занятия «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)». Для реализации программы факультатива разработан учебно-методический комплекс с одноименным названием, включающий учебное пособие, учебно-методическое пособие, хрестоматию и атлас.

В то же время на национальном образовательном портале к началу учебного года будут размещены методические комментарии по изучению модуля «Великая Отечественная война».

Мемориальный комплекс «Красный берег»

Говоря о детях-жертвах войны, нельзя не вспомнить о мемориальном комплексе «Красный берег». Памятник расположен в яблоневом саду деревни Красный берег Жлобинского района. Здесь в годы Великой Отечественной войны находился один из крупнейших детских донорских концлагерей. Его проектированием занималась творческая группа под руководством заслуженного архитектора Беларуси, лауреата Государственной премии Леонида Левина. Официальное открытие состоялось 28 июня 2007 года. Комплекс посвящен всем детям, независимо от национальности и вероисповедания, на долю которых выпала война. Концепцию создания памятника порталу 1prof.by рассказала один из авторов комплекса, архитектор Галина Левина.

– Леонид Левин знал, что такое военное детство. Каждый человек до войны имел свои планы, но неожиданно все они рухнули. Тема оккупации остается болезненной и животрепещущей, несмотря на прошедшие годы. Она не теряет актуальности, – убеждена Галина Левина.

Создав детский концлагерь на территории Красного берега, фашисты насильно отнимали детей у матерей в разных районах Гомельской области. Затем их отправляли в сборный пункт, где у мальчиков и девочек проводили забор крови для раненых немецких офицеров. После этого детей ссылали на каторжные работы в провинции Германии.

Открывает мемориал скульптура девочки, одиноко стоящей посреди площади. В этом образе – все погибшие на территории Беларуси дети.

– У Леонида Левина все было основано на эмоциях и на чувствах. Белая дорога ведет к скульптуре девочки. Девочка символизирует опаленное детство. Архитектор большое внимание придавал локальным историям, которые происходили на территории нашей страны. Историки предлагали несколько площадок для создания комплекса, однако автор остановился именно на Жлобинском районе. В этом яблоневом саду он увидел историю ребенка. В Беларуси создано много мемориалов, но посвященного детям войны до этого не было. Можно говорить о том, что это единственный в мире памятник такого значения. Место прекрасно в любое время. Памятник посвящен не только погибшим детям, но и всем тем, у кого война украла детство, – поделилась дочь великого архитектора.

Центром композиции мемориального ансамбля является Площадь Солнца. По центру площади высажен яблоневый сад, от которого в разные стороны расходятся аллеи – лучи этого солнца. Один из лучей пепельно-черного цвета является главным входом на мемориал и проходит через «Мертвый класс» из белых пустых парт и школьной доски. На доске – предсмертное письмо отцу от идущей на смерть 15-летней девочки. Доведенная до отчаяния, она решила покончить жизнь самоубийством. Она написала предсмертную записку. На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №… Сусанину Петру». На другой стороне карандашом написаны слова: «Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке». Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца людей.

Делимся содержанием письма 15-летней девочки Кати Сусаниной с фашистской каторги: 12 марта 1943 г.

«Дорогой, добрый папенька!

Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.

Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот…

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие.

А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню…

А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало – платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, – и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.

Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» – так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья», – сказал он. Я очень боюсь «Клары». Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.

Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.

Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.

Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!…

Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь Катя Сусанина…

Мое сердце верит: письмо дойдет.»

С обратной стороны доски находится карта с указанием мест, где находились другие лагеря смерти на территории Беларуси.

– Мы видим пустой класс. За парты не сели ни ученики, в кабинеты не зашли учителя. Это место еще называют «детской Хатынью». Но если Хатынь – серая и сожженная, то мемориал детям – белый, как детская мечта, как отобранная мечта. Леонид Левин знал, как все происходило. Его мама умерла от голода, находясь в эвакуации. Он чувствовал атмосферу военных лет. С тех пор прошло немало времени. И сейчас важно, как мы расскажем детям историю о войне. Как мы ее передадим, с какими эмоциями. Если только технически, то, очевидно, что те страшные события могут повторяться. Поэтому, мне кажется, очень важно побыть здесь наедине, сесть за парту и почувствовать, каково это – находиться в пустом классе, – делится мыслями Галина Левина.

На Площади Солнца располагаются витражи, рисунки на которых выполнены детьми войны. В центре Площади – белый Парусник надежды и мечтаний.

Отметим, что в годы оккупации треть населения составляли дети. Точных данных о том, сколько детей погибло в ходе Великой Отечественной войны, не существует. Многие из детей прибавляли себе годы в военкомате и уходили воевать наравне со взрослыми. Невозможно посчитать количество сломанных судеб – тысячи сирот осталось после войны.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
19 марта 2024 18 марта 2024 17 марта 2024 16 марта 2024 15 марта 2024
Все новости