В стране

В Ушачской средней школе ЦТ на 100 баллов – не редкость. В чем секрет подготовки учеников?

Учащиеся Ушачской средней школы регулярно становятся победителями предметных олимпиад разного уровня, лучшими в проекте «Я знаю», сдают ЦТ на 100 баллов. В чем секрет успеха поселковой школы?

Влюбленные в предмет

Учитель химии Елена Морозова и учитель биологии Ольга Житкая с гордостью рассказывают о своих учениках. К примеру, один из них – Марат Клачок сдал в этом году ЦТ по химии на 100 баллов и стал студентом химического факультета БГУ.

– Марат учился в классе физико-математического профиля, но поставил перед собой цель выиграть районную олимпиаду по химии, затем – областной этап, – рассказывает Елена Морозова. – В 9-м классе на «область» он не попал, в 10-м и 11-м получил только дипломы третьей степени. Зная упорный характер Марата, я спросила у него: «Неужели не сможешь заработать 100 баллов без олимпиады?» И он смог.

В первом репетиционном тесте парень дал 78% правильных ответов, в последующих двух – 92% и 94%. Педагог разобрала с учеником ошибки, и решающее испытание принесло желаемые 100%.

– Химия – сложная наука, – замечает Елена Морозова. – И чтобы ребенок добился результата, усилия нужно приложить трем сторонам – учителю, ученику и родителям. А еще педагог должен нравиться ученику – тогда проще «влюбить» ребенка в тот или иной предмет.

Первые занятия в химической лаборатории Ушачской школы похожи на игру: зрелищные эксперименты, «волшебные» реакции. Затем дети переходят к решению задач. Если учитель грамотно выстраивает этот переход, то через некоторое время ученики сами просят предложить им дополнительные задачи.

Что касается биологии, то в нынешнем году по итогам республиканской олимпиады по этому предмету лучшей участницей из сельских и поселковых школ признана тоже учащаяся из Ушачей Катерина Мартынюк. На интеллектуальных соревнованиях она дебютировала год назад, будучи восьмиклассницей. Олимпиада по биологии проводится среди учащихся 9–11-х классов, и Кате тогда пришлось выполнять задания для девятиклассников, но она справилась – взяла на «области» диплом второй степени и в итоге заняла 3-е место.

Еще одна ученица Ольги Житкой Лиза Литвинова в 9-м классе стала победительницей заключительного этапа республиканской олимпиады по биологии и поступила в Лицей БГУ. Теперь она студентка фармацевтического факультета Белорусского государственного медицинского университета.

Чтобы дать детям возможность раскрывать свои способности, педагоги Ушачской средней школы проводят занятия и в выходные дни (при подготовке к олимпиадам), и на каникулах. Летом самые мотивированные тоже посещают занятия. Стимулируют детей и так называемые ситуации успеха. Например, в прошлом учебном году Марат Клачок и Катя Мартынюк участвовали в республиканском проекте-игре «Я знаю».

– Катя была первой среди девятиклассников по итогам онлайн-отбора, и ее пригласили на республиканский этап игры, – говорит Ольга Житкая. – Вышла в финал и заняла 2-е место.

Спустя неделю на эту же игру поехал одиннадцатиклассник Марат и стал победителем. Ушачские школьники, каждый в своей возрастной группе, вошли в число 12 самых умных учащихся.

Учеба для учителей

Педагоги тоже не отстают от своих продвинутых учеников. Ольга Житкая и Елена Морозова инициировали создание учительского клуба «Инсайт» и предложили отделу по образованию райисполкома провести для учителей района марафон педагогических идей – эдутон «Ушацкая хваля» с целью объединить педагогов для совместной работы над проектами, которые облегчают образовательный процесс и делают его более интересным. Отдел по образованию идею одобрил.

В Ушачском районе всего 5 школ, поэтому, когда интерес к мероприятию стали проявлять коллеги из других регионов, было решено расширить территориальные границы инициативы. Эдутон состоялся в мае этого года на базе оздоровительного лагеря «Турасполье» и собрал более 50 педагогов со всей Беларуси.

– Свой проект – «МедыЯнастаўнiк» – предложили и мы с Еленой Морозовой, – информирует Ольга Житкая. – К его разработке подключились коллеги из Молодечно и начальник учебно-методического кабинета отдела по образованию Ушачского райисполкома Наталья Подгол.

Проект по обучению педагогов основам интернет-грамотности и этики состоит из 4 модулей. Освоив первый, учителя получат навыки пользования электронной почтой. Второй модуль предусматривает ознакомление с популярными социальными сетями и их возможностями. К примеру, планируется показать профессиональные группы и сообщества, предоставляющие педагогические разработки. Учителям также расскажут о правилах безопасности в соцсетях; о том, как грамотно вести рабочий аккаунт, и о многом другом. Третий модуль посвящен информационной грамотности, четвертый предполагает обучение выступлению на публике (в рамках методических объединений, перед телекамерой, на конкурсах педагогического мастерства).

– Средний возраст учителей в нашем районе – старше 40 лет. В основном это женщины. Они умеют пользоваться интернетом, имеют аккаунты в социальных сетях, используют мессенджеры, но не все знают о возможностях этих ресурсов, – замечает Ольга Житкая. – Именно на педагогах Ушачского района мы опробуем эффективность нашего проекта.

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото Валерия КАРТУЛЯ