Вода ошибок не прощает, или Профессия для сильных духом
Для работников водного транспорта лето – пора напряженная. Работа их пусть и нелегкая, но зато романтичная. Ежедневно десятки барж, пароходов буксиров, прогулочных катеров и других судов курсируют по нашим судоходным артериям. Суммарная длина рек и каналов Беларуси составляет более 2-х тысяч километров. За год белорусские речники на различных судах перевозят более 2-х миллионов тонн грузов и сотни пассажиров.
В Х-ХII веках по Западной Двине и Днепру проходил путь из Балтийского моря в Византию, прозванный «из варяг в греки». В 1760-х годах в усадьбе Альба возле Несвижа князь Кароль Радзивилл организовал мореходную школу, где обучали юношей, многие из которых затем водили суда по каналу Огинского, построенного в 1767-80 годах. Этот канал связал реку Ясельду (бассейн Припяти) и реку Щару (бассейн Немана). Таким образом можно было попасть из Балтийского моря в Черное. В ХІХ веке был построен Августовский канал, связавший Неман с Вислой. Во второй половине XIX века Бобруйская пристань была главной на Березине.
Водные пути с древнейших времен и на протяжении веков были главными транспортными артериями. Припять связывала Пинск и Туров с Киевом, по Двине из Полоцка и Витебска можно было добраться до Риги, Неман служил «дорогой» из Гродно в Балтику.
Путешественники и торговцы прошлого часто предпочитали водные пути. В Ветке, Лоеве, Любече, Петрикове и Шатилках (ныне Светлогорск), строились не только деревянные лодки, но и крупные суда длинной более 50 метров, шириной 17 метров и грузоподъемностью более 30 тонн.
Сегодня в составе белорусского транспортного и технического флота около 700 различных судов: пассажирские и буксирные теплоходы, баржи, земснаряды и вспомогательные суда. Базируются они в десяти портах: Бресте, Витебске, Могилеве, Гомеле, Гродно, Бобруйске, Пинске, Мозыре, Микашевичах и Речице.
Четыре предприятия водных путей в Гомеле, Пинске, Мозыре и Бобруйске обслуживают реки Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Мухавец и Днепро-Бугский канал.
Один из старейших белорусских речных портов – Гомель – был основан в 1933 году. Длина его причальной линии составляет 455 метров. Для обработки различных типов грузов здесь есть подъездные железнодорожные пути, портальные краны и оборудование для строительства и ремонта судов. Во время сезона работают четыре пассажирских парохода. Есть в городе и Лицей речного флота.
Белорусских речников отличает специфика профессии, железная дисциплина и взаимовыручка. Нередко бывает, что на теплоходе или земснаряде отцы передают свое ремесло сыновьям, внукам. Рядом с мужьями трудятся жены и дочери. Близкие люди хорошо понимают друг друга и всегда готовы прийти на помощь, ведь вода ошибок не прощает.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников