Наверх

Все бегут, бегут, а он горит: кто и как регулирует работу светофоров в Минске

04 августа 2018

Портал 1prof.by побывал в «сердце» управления дорожным движением столицы.

В Минске в настоящее время насчитывается 780 светофорных объектов. Из них 490 находятся в автоматизированной системе управления дорожным движением. Значит, на них можно включать определенные планы координированного управления, режимы «зеленых улиц». Это позволяет увеличить скорость сообщения, повысить пропускную способность автомагистралей и повысить комфорт движения граждан.

Все действия координируются в центральном пункте автоматизированной системы управления дорожным движением. Здесь расположен огромный экран из 18 панелей, который позволяет следить за ситуацией на столичных перекрестках в режиме реального времени. Информация туда поступает со 120 камер по всему городу.

На мониторе компьютера специалист видит состояние каждого объекта. Если возникла какая-то неисправность, кружочек, который обозначает конкретный светофор, меняет цвет. К примеру, красный – поломка, желтый – режим желтого мигания.

Неполадки могут быть различными: вышел из строя блок или предохранитель, поврежден силовой кабель. Кстати, если светофор сломался, то сразу переходит в конфликтное управление и, соответственно, в режим желтого мигающего. То есть такого, чтобы сразу в двух направлениях горел «зеленый» или, наоборот, «красный» быть не может.

– Поломки устраняет специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Мингорисполкома. Заявки на пульт диспетчеру передают граждане через сервис 115.бел или через 102, – рассказал старший инженер отдела технических средств и систем УГАИ ГУВД Мингорисполкома Евгений Жидкевич. – После чего на место направляется оперативная бригада и устраняет неисправность. Обычно в течение дня экипаж работу светофора восстанавливает. Параллельно сообщение о неисправности передается в ГАИ, на место выезжает инспектор, который регулирует движение.

Нормативные сроки обслуживания светофоров в нашей стране составляют 8 лет. Когда приходит время, рабочие меняют обновляют колонки, знаки и т. д. Если же что-то выходит из строя раньше, к примеру, лампа не работает или экран погнуло ветром, меняют оперативно.

Причины неисправностей могут быть различны. Бывает, что погода влияет: после осадков светофорные объекты «подтапливает». А иногда виновниками становятся люди. Для столицы, в частности, не так уж редки случаи, когда водители, не справившись с управлением, сносят сигнальные объекты. Одно время лидером по наездам был светофор на пересечении Немиги, Романовской Слободы и Городского Вала.

Место по стандарту

Как пояснил Евгений Жидкевич, требования к введению светофорного регулирования определяются государственным стандартом. В основном они зависят от количества транспорта, пешеходов, полосности проезжей части и количества произошедших там ДТП (последних, к примеру, за последние 12 месяцев на перекрестке должно быть совершено не менее трех), которые можно было бы предотвратить благодаря светофорной сигнализации.

– С просьбами поставить новый светофорный объект к нам обращаются граждане. Мы выезжаем на место, измеряем интенсивность движения, делаем анализ аварийности, учитываем разметку, систему знаков, – отметил представитель Госавтоинспекции. – Затем в зависимости от бюджета города формируем перечень. Кроме того, установка новых светофоров предусмотрена параллельно со строительством социальной и дорожной инфраструктуры. Замечу, что ежегодно число таких объектов в Минске увеличивается.

Режим работы сигнального устройства определяется также интенсивностью движения. Если на каком-то участке дороги всегда есть поток пешеходов, велосипедные переезды, круглосуточные предприятия, то светофоры регулируют движение и ночью. Если такой необходимости нет, включается желтый мигающий. К слову, центральный управляющий пункт работает с 7.00 до 23.00. После чего светофоры переходят в локальный режим.

Вопрос времени

Длительность горения «зеленого» или «красного» изменяется в зависимости от времени суток. Как правило, в часы пик – с 8.00 до 9.00 и с 16.00 до 19.00 – разрешающий сигнал для автомобилистов может быть дольше.

– Для этого разрабатываются планы координации, графики режима. Но мы их постоянно корректируем. К примеру, сейчас в сезон отпусков интенсивность движения меньше. В то же время, с каждым годом количество транспорта в столице увеличивается, – пояснил Евгений Жидкевич. – Еще следует учитывать статус определенной улицы – у проспектов он выше, так как интенсивность движения больше. Поэтому в сравнении с пересекаемыми улицами приоритет зеленому сигналу дается именно там.

Для пешеходов длительность горения «зеленого» рассчитывается по формуле: ширина проезжей части, умноженная на скорость пешехода. В среднем этот показатель берется как 1,3 метра в секунду. Если выясняется, что на каком-то участке дороги выше интенсивность движения пожилых, людей с ограниченными возможностями, то длительность горения разрешающего сигнала там увеличивается. В любом случае, если пешеход вышел на «зеленый» не мигающий, то он должен закончить движение, а водители – ему уступить.

Недавно на некоторых светофорах в Минске исчез обратный отсчет времени. По словам Евгения Жидкевича, это делается в первую очередь для безопасности пешеходов.

– Где значительно меняется участок координируемого управления, изменяется и цикл регулирования. В связи с чем возможны сбои в работе индикаторов обратного отсчета. Нередко можно наблюдать, как человек выходит на проезжую часть уже за 2–3 секунды, – добавил он. – Хотя руководствоваться необходимо, прежде всего, сигналами светофора. Индикатор просто помогает определить, сколько времени осталось до смены сигнала. На участках с высокой интенсивностью движения, скажем, на Городском Валу, по проспектам Независимости и Победителей, обратный отсчет уже отключен.

Зато для удобства горожан большинство светофоров сейчас проектируются с табло вызова пешеходов. Также при строительстве и реконструкции закладываются обязательные звуковые устройства для людей с нарушением зрения.

Светофоры под ногами

Сейчас в Минске реализуется проект видеоконтроля на проспекте Машерова – на участке от проспекта Независимости до улицы Тимирязева. Это так называемая «умная дорога». Здесь устанавливаются различные датчики, которые учитывают интенсивность движения и подстраивают работу светофоров под нее. Такая мера позволяет повысить пропускную способность и увеличить скорость сообщения транспорта.

Модернизируются и привычные светофоры. К примеру, в 2016 году на улице Орловской в Минске установили 2 экспериментальные П-образные рамки, на которых размещаются знаки для каждой полосы и сигнальные приборы. Питающая их проводка расположена непосредственно в рампе, а не традиционно под проезжей частью. Это значительно экономит время и средства служб, ответственных за исправное состояние устройств.

Еще одну недавнюю инициативу оценили те, кто любит ходить по улице, не отвлекаясь от своего смартфона: более 2 лет назад на площади Свободы появились «лежачие» светофоры – красные и зеленые лампочки, вмонтированные в дорожное полотно. Хотя впервые в Беларуси эту технологию применили в Гомеле. К слову, «светофоры под ногами» уже давно снискали популярность в странах Запада и в России.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Фото автора и Sputnik Беларусь (превью)

 

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024
Все новости