За что чаще всего штрафуют водителей каршеринга
ГАИ ведет отдельную статистику, где фиксируются нарушения водителей, которые пользуются услугами краткосрочной аренды транспортного средства с поминутной, почасовой или посуточной оплатой.
Первый каршеринг в Минске появился относительно недавно, в 2017 году, заняв свою нишу, где-то между обычным такси и арендой автомобиля без водителя. Ближайший свободный автомобиль нужно искать на карте в приложении сервиса и добираться до него самому.
Водитель в данном случае является клиентом. Для организации поездки необходимо установить на телефоне приложение и создать аккаунт. Деньги за поездку списываются с карты автоматически. После поездки автомобиль нужно оставить на парковках в зоне обслуживания. Каршеринговый автомобиль можно взять как на несколько минут, так и на более длительный срок, выбрав тариф с оплатой за час или сутки.
Несмотря на все удобства краткосрочной аренды авто, у нее есть свои подводные камни. Так, каршеринговые авто не редко упоминают в сводках о ДТП. Народ даже успел окрестить службы арендных машин источником повышенной опасности, считая, что большинство их клиентов – неопытные водители или законченные лихачи. Специалисты подобных служб с таким мнением не согласны. Они отмечают, что казусы случаются, но это единичные случаи.
По словам старшего инспектора ОАиП ГАИ ГУВД Мингорисполкома Татьяны Сподабаевой, за нарушения, совершенные во время поездки на арендованном автомобиле, всегда следует наказание. По статистике, водители каршеринговых машин нередко превышают скорость, проезжают на красный свет, а также садятся за руль после употребления алкоголя. Бывает и так, что подростки регистрируются по документам родителей.
– Только за прошлую неделю выявлено около 90 нарушений у водителей данной категории. Пять человек управляли каршеринговыми авто в нетрезвом виде, четверо не имели водительских прав. У нас налажено тесное взаимодействие с представителями каршеринговых компаний, ведется обмен информацией, – пояснила инспектор.
Госавтоинспекция внимательно следит за водителями арендных авто и ведет отдельную статистику по совершенным ими нарушениям ПДД. К слову, еще несколько лет назад такой статистики не было.
Цена вопроса
Каршеринг в Беларуси активно развивается. Всего за несколько лет автопарк увеличился в сотни раз, растет и конкуренция среди компаний.
Стоимость аренды авто формируется у каждого каршеринга по-разному. К примеру, в каршеринге HELLO итоговая сумма рассчитывается с учетом двух составляющих – времени поездки (по минутам) и километража. В общую формулу должен быть также включен тип арендованного автомобиля, так как цена во многом зависит от этого. К примеру, 1 минута за рулем Volkswagen Polo обойдется в 25 копеек. Каждый километр – в 37 копеек. Таким образом, если за 20 минут клиент проехал 10 км, то стоимость аренды авто составит (20×25 + 10×37) 8,70 руб. Для сравнения, стоимость такой же поездки на Tesla Model X будет рассчитываться следующим образом: по 1,79 рубля за каждую минуту плюс по 1,99 рубля за каждый километр. То есть 10 км за 20 минут обойдутся пользователю в 55,70 руб.
В базовом тарифе компании Anytime стоимость аренды все того же Volkswagen Polo отличается в зависимости от времени суток и колеблется от 46 до 49 копеек за минуту. Километраж при этом варианте не имеет значения. Можно выбрать тариф Zero, подстраховавшись на случай ДТП, есть также варианты с бронированием авто на сутки или даже оформлением проездного на каршеринг.
Multimotors Multimotors, объединившись с «Везухой», 22 февраля внес изменения в тарифную линейку, внедрив минуты и километры. Теперь клиенты будут платить 24 копейки за минуту плюс 38 копеек за километр в базовом варианте. Тарифных планов несколько – к примеру, наравне с базовыми вариантами существуют опции для водителей со стажем менее года («Юниор»), а также для иностранных граждан (Welcome).
Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА, носит иллюстративный характер