Железнодорожная ветка в Санкт-Петербург и новые порты. О чем шла речь на совещании по экспорту?
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 октября собрал совещание по вопросам экспорта белорусских товаров.
Тему разговора глава государства обозначил в широком смысле как продажу отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках, а также связанные с этим проблемы (если они есть), платежи, бюджет.
– В узком смысле посмотрим это на примере, во-первых, продаж калийных удобрений, и сопутствующие вопросы (логистика, порты, о чем мы не единожды говорили). И во-вторых – нефтепродукты. То же самое: логистика, поставки, платежи.
Как напомнил Президент, около двух месяцев назад на уровне Главы государства проходила встреча практически в таком же составе. И тогда ее участники обсудили вопросы создания Беларусью собственных портовых мощностей для перевалки отечественных грузов, прежде всего, калийных удобрений, и планы экспорта до конца года. Сегодняшнее совещание, по словам Александра Лукашенко, носит контрольный характер.
– Необходимые решения были приняты, соответствующие поручения даны. Естественно, что несмотря на всякие внешние вызовы, мы работаем на международных рынках, достаточно уверенно работаем, о чем мне докладывал на прошлой неделе руководитель “Беларуськалия” Иван Иванович Головатый, – сказал Александр Лукашенко. – Но расслабляться нельзя. Слишком много препонов, барьеров, которые нам приходится преодолевать.
Одним из таких узких мест, создающих сложности при организации экспорта, Президент назвал поставки железнодорожным транспортом.
– Естественно, мы ушли из прибалтийских портов. Работаем в районе Питера, смотрим на более северные порты Мурманска (а это – миллионы, миллионы тонн грузов, которые мы должны поставлять). Работаем и на юге Российской Федерации через их порты. Никто нам не препятствует в портах. Но еще раз подчеркиваю: узкое место – железнодорожные поставки, особенно – направление Санкт-Петербург, – обратил внимание Александр Лукашенко.
В этой связи Александр Лукашенко упомянул о недавнем разговоре с Президентом России Владимиром Путиным, во время которого обсуждалась возможность реализации новых двух крупных проектов, один из которых касается железнодорожной ветки из Беларуси в Санкт-Петербург.
– Мы обсуждали проблему “узкого места” – железнодорожного транспорта, – рассказал белорусский лидер. – Я попросил вице-премьера Сивака и Премьер-министра (вице-премьера Анатолия Сивака и Премьер-министра Романа Головченко – Прим.), чтобы к моей встрече, которая состоится в ближайшее время, с Президентом России были подготовлены, скажем так, презентационные материалы по всем узким местам в направлении Санкт-Петербурга – железной дороги.
Как пояснил глава государства, есть вариант реализации проекта в крупном масштабе, прокладывая вторую ветку на несколько сотен километров. Но есть и еще один вариант.
– А можно вернуться к тому, что было в советский период – восстановить разъезды. Восстановив разъезды, мы значительно увеличим на ближайшие годы поставки нашей продукции, – пояснил белорусский лидер.
По его словам, Владимир Путин эту идею поддержал.
На совещании Александр Лукашенко коснулся вопроса создания Беларусью собственных портовых мощностей в России. Глава государства спросил у участников совещания, что сделано в этом направлении и что еще предстоит сделать.
– Опять же, разночтения. Одни говорят, что нам достаточно Бронки (глубоководный порт Санкт-Петербурга. – Прим.) и еще какого-то порта в Мурманске. Иван Иванович (генеральный директор “Беларуськалия” Иван Головатый. – Прим.) говорит, что не надо отказываться от еще одного порта, который нам предлагают, надо вести переговоры и договариваться, – сказал Александр Лукашенко.
Президент отметил, что разговаривал на эту тему с российским коллегой Владимиром Путиным и никакого отторжения у него не было.
– Дословно: “Если ты хочешь грузить, работать и иметь собственность в других портах под Ленинградом, я поддержу”. Вот дословно, что было сказано. Хотя мы понимаем, что портовые мощности, портовые хозяйства – это вещь очень серьезная. Интересы там пересекаются колоссальные, но тем не менее поддержка со стороны России есть. Работайте, – поставил задачу глава государства.
Продолжая разговор об экспортных поставках отечественной продукции, Президент адресовал участникам мероприятия ряд ключевых вопросов: какая ситуация складывается прежде всего на калийном рынке, а также по поставкам нефтепродуктов. Особое внимание Глава государства потребовал обратить на дебиторскую задолженность по поставкам минеральных удобрений.
– Что касается калийного рынка, также хотел бы услышать, какая ситуация складывается, особенно по дебиторской задолженности. Прежде всего по поставкам минеральных удобрений и калийных удобрений, в частности, – сказал Александр Лукашенко.
В Беларуси, помимо калийных удобрений, также производятся азотные и фосфорные. В связи с этим Глава государства напомнил, что ранее звучали предложения создать единую компанию, которая будет заниматься их реализацией. Но тема не получала своего развития.
– Так в Правительстве и утонула идея. Все нам что-то мешает. Может, не только вам, но кому-то там еще. Надо двигаться, двигаться, не стоять на месте, и прежде всего по организации продаж, – подчеркнул Президент. – Мы научились производить все, притом в огромных количествах, не соответствующих величине и экономике нашей республики. Умеем мы продавать, но кое-кому не хочется или еще какие-то вопросы мешают. Сегодня будет последний разговор по поводу продажи наших товаров.
– По дебиторке, я сказал, – это вопрос вопросов. Никаких ссылок на то, что где-то платежи не идут, еще что-то. У нас не одна тысяча (сотрудников. – Прим.) в Национальном банке и сопутствующих структурах работает. Поэтому давайте вместе с Правительством занимайтесь и начинайте работать, если можете. А на эту тему, опять же, больше разговоров быть не может, – заявил глава государства.
Во время совещания Александр Лукашенко также коснулся и продовольственной тематики, которая в последнее время постоянно находится в поле зрения главы государства. На уровне Президента были приняты решения и даны соответствующие поручения по ряду направлений.
По материалам president.gov.by