Ищем белорусские деревни с необычными названиями. Первая остановка – Бенин
Проехав по Беларуси не одну сотню километров, нет-нет да и доберешься до самого что ни есть Парижа или Дублина. И может так случиться, что на пути путешественника встретятся Палестина или Монголия, а то и, если повезет, всем известное пиратское Сомали.
В поисках скромных белорусских уголков с громкими географическими названиями журналисты 1prof.by отправились «за семь верст» от столицы. И впереди у нас «западноафриканский» Бенин в Новогрудском районе.
От Минска до Бенина немногим более полутора сотен километров. Вполне себе обычная с виду деревенька встречает нас традиционной загородной тишиной и легким морозцем, при нашей влажности пробирающим до костей. По дороге заезжаем в соседний Вселюб, чтобы встретиться с председателем местного сельского исполкома Иваном Чернелем, который охотно согласился быть нашим гидом в здешних местах.
«Откуда такой интерес к Бенину?» – сразу уточняет сельский мэр. «А вы знаете, Иван Владиславович, что ваша деревня называется точь-в-точь как государство в Африке?» – «Знаю, конечно, – улыбается в ответ. – Только там БенИн, а мы – БЕнин. Но ничего, мы уже привыкли к шуткам на эту тему. Раньше даже детки бенинской школы забавные сценки ставили: иностранец вместо африканского Бенина, попадает в белорусский. Очень смешно было…»
В свое время Бенин был довольно большим и шумным, со своей школой, детсадом, магазинами, клубом. Здесь же находились сельсовет, правление колхоза и небольшая пожарная часть. «Раней жыццё тут кіпела, у вёсцы весела было. На Новы год як збяруцца, у танцавальнай зале месцаў не хапала», – рассказывает сотрудница Бенинского сельского клуба-библиотеки Вера Колос. Сорок лет назад после окончания педучилища она приехала сюда по распределению. Вера Константиновна вспоминает, как в 2014 году в Бенине проходил слет земляков. Приехали бенинцы из разных стран. Больше 100 человек собрались на малой родине, чтобы повидаться с родными, друзьями, коллегами. «Вельмi цёплая атрымалася сустрэча, – продолжает собеседница. – Вось у гэтай зале ў клубе яна і праходзіла».
Сегодня жителей в Бенине осталось человек 160, половина из которых уже пенсионеры, как и Вера Колос. И местный клуб для них по-прежнему остается центром культурной жизни. Несмотря на возраст, участвуют в самодеятельности и помогают Вере Константиновне с реализацией ее творческих идей. Так что, если концерт какой, то, будьте уверены, местная вокальная группа порадует зрителей хорошей песней. А уж если надо на «гастроли» выехать или юбиляра почествовать – они и здесь не откажутся.
«Мы і фестываль свой праводзім, – не перестает удивлять Вера Константиновна. – «Бульбяная маёўка» кожны год праходзіць восенню. Як бульбу збяром, так свята і арганізуем». На фестиваль селяне готовят блюда из картофеля. Особенно, говорит Колос, местным жителям удается запеченная бульба в фольге. Ну и конечно, драники – куда без них. В этот день с концертом приезжают самодеятельные артисты из соседних населенных пунктов, выступают и свои певуньи. На выставку местные умельцы мастерят поделки из картофеля. Константиновна, как ее тут зовут на деревенский манер, показывает напечатанные фотографии с прошедших «маёвак», на которых запечатлены участники – взрослые и дети. «Увогуле, нам без клуба ніяк, – уверяет она. – Бо людзям не толькі працаваць, але і адпачываць недзе трэба».
Владимир Лепешкин, так же как и Вера Колос, приезжий. Еще в молодости перебрался в Бенин с Могилевщины. Обзавелся семьей, растил детей, работал инженером в хозяйстве, возглавлял сельисполком, а 5 лет назад вышел на заслуженный отдых. Как и большинство старожилов, он помнит родную деревню шумной и многолюдной. «Здесь находилось правление колхоза «Новый путь», – показывает в сторону двухэтажного здания напротив магазина. – В посевную уже с раннего утра машины сновали туда-сюда, людей много было. А как в 2005 году наш колхоз объединили с СПК «Вселюб», ликвидировали правление, сельсовет перевели во Вселюб, одно название разве что осталось – агрогородок».
Действительно, несмотря на внешние перемены, жители Бенина по сей день могут гордиться своим статусом. Правда, кое-что осталось у бенинцев и от прошлой жизни. Например, пожарный аварийно-спасательный пост – по сельским меркам очень даже важный объект, которым может похвастаться далеко не каждый населенный пункт. Две машины и небольшая команда спасателей-пожарных круглосуточно несут дежурство, готовые прийти на помощь не только местным, но и жителям соседних деревень.
Рядом с пожарным постом – небольшие мастерские, также оставшиеся со времен колхоза «Новый путь». Сегодня, по словам Владимира Даниловича, они принадлежат ОАО «Принеманский» и используются для хранения и техобслуживания сельхозтехники.
За ремонтом трактора мы застаем еще одного жителя Бенина – Андрея Суровцева, который, так же как и предыдущие наши герои, родом не из этих мест. Переехал сюда из Брестской области, о чем, признается, нисколько не жалеет. Жена агроном, он – механизатор. Молодая семья обзавелась небольшим хозяйством в виде курочек и, в отличие от сверстников, о переезде в город не думает. «Зарплатой в колхозе довольны, в посевную запчасти вовремя поступают, техника не простаивает, магазин есть, клуб, автобусы хоть и через день, но ходят исправно, до райцентра недалеко», – перечисляет преимущества сельской жизни молодой человек. Андрей вырос в деревне, и ему нравится такая жизнь. «Это мой выбор, я сам его сделал», – твердо, по-мужски заявляет он. «Не скучно ли тут жить?» – спрашиваем. «Нет, – говорит, – бездельничать некогда. В деревне всегда работа найдется».
А вот школу в Бенине, построенную в 1993-м, закрыли в 2014 году из-за малочисленности учеников. Ребят и их учителей перевели во вселюбскую, что в 5 километрах в соседней деревне. «Сегодня из Бенина у нас всего 5 ребят учится», – объясняет директор Вселюбской средней школы Диана Цвирко. А еще здесь работают целых три директора: ныне действующий и два бывших, один из которых – Людмила Шапутько – как раз из бенинской школы. Людмила Борисовна уже на пенсии, но преподает свой любимый предмет – историю. Говорит, дома сидеть скучно. Что касается Дианы Анатольевны, то она бывших коллег-руководителей хвалит, считая первыми помощниками. «Школа у нас хорошая, жаль только, что количество учеников с каждым годом становится меньше и меньше», – сетует она. Сегодня наберется немногим более 90 ребят. «Вот если бы многодетные семьи, которых на селе немало, оставались тут жить, то и классы бы не пустели, – вздыхает Диана Анатольевна. – Но, к сожалению, и они выбирают город». Здесь нужно пояснить, что многодетным государство предоставляет выбор: строить жилье на селе или в городе, и многие предпочитают квадратные метры в Новогрудке, до которого всего километров 20.
Как и многие другие деревни, оживает Бенин летом, когда к сельчанам приезжают дети и внуки, выбираются поближе к природе дачники-горожане. «У нас здесь места красивые, озеро есть, леса вокруг», – вместе с Иваном Владиславовичем мы едем полюбоваться зимними пейзажами в окрестностях Бенина. «А откуда пошло название деревни?» – интересуюсь по дороге у нашего гида. «По одной из версий – от слова Беняш или Бенис. Люди с такой фамилией и сегодня живут в Бенине, – объясняет он. – По другой – название пошло от речки Беницы, которая тут протекает. А вообще, вёска наша очень старая, ей больше 300 лет».
Мы не успеваем договорить, как автомобиль подъезжает к озеру. «Вон на той стороне, где причал, – Иван Владиславович показывает рукой на противоположный берег, – стоял камень, похожий на женщину с ребенком». Местная легенда гласит, что некогда на этом месте была деревня, а в ней церковь. Однажды случился потоп, во время которого все жители утонули. В живых осталась лишь одна женщина с младенцем на руках. Бог спас ее от воды и велел бежать, не оборачиваясь. Но не послушалась селянка, оглянулась на родную деревню и тотчас окаменела. Говорят, тот камень простоял рядом с озером до начала 20-х годов прошлого столетия, а потом исчез.
А еще в Бенине некоторое время жил Янка Купала. И это уже не легенда, а достоверный факт. В октябре 1909 года, оставив работу в редакции «Нашай нівы», он приезжает в поместье Бенин в качестве управляющего. Здесь поэт пробудет два месяца и напишет несколько стихотворений, в том числе «Памалiся», «Перад свiтаннем» и «З кiрмашу». «У нас растет дуб, под которым, как говорят, Янка Купала и писал свои стихи, – продолжает рассказ наш гид. «Может и дом сохранился, где он жил?» – «К сожалению, хаты той уже нет. Зато во Вселюбе, что рядом с Бенином, есть действующий костел Святого Казимира. Он один из старейших в Беларуси». По некоторым данным, костел был освящен примерно в 1433 году. Но его история – тема отдельного репортажа.
Мы стоим в тишине и любуемся белой, слегка прихваченной льдом, водной гладью. Еще несколько лет назад на озере велась добыча сапропеля, из которого производят органические удобрения для сельского хозяйства. Но разработку прекратили, и местность вокруг погрузилась в свою первозданную природную тишину. «Летом, наверное, многие приезжают сюда искупаться?» – обращаюсь к Ивану Владиславовичу. «Отдохнуть да, а вот плавать здесь запрещено, пляж не оборудован», – объясняет он. Перед началом летнего сезона Чернель, как представитель местной власти, собственноручно выставляет по берегу таблички, предупреждающие об опасности купания в неустановленных местах. «Глубина по центру озера метров 10, наверное, – говорит он. – Рыбаков много приезжает. Сам-то я рыбалкой не увлекаюсь, но, говорят, улов бывает неплохим».
…Мы еще некоторое время прогуливаемся по берегу, вдыхая свежий морозный воздух, говорим о жизни, о людях… Но нужно возвращаться. Ивана Владиславовича ждут неотложные сельские дела, а нам пора в столицу, чтобы наметить новый маршрут и вновь отправиться «за семь верст».
Юлия ФЕДОТОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ