Наверх

В Литву без визы? Легко! Нашли бюджетный вариант и уверены, что вам понравится

18 апреля 2023

Деревень с названием Литва мы насчитали в Беларуси аж четыре. Есть такая в Столбцовском и Ляховичском районах, на Слонимщине и под Молодечно. Мы выбрали последнюю по нескольким причинам. Во-первых, здесь в 90-х годах прошлого века нашли «пояс Витовта» – уникальный серебряный поясной гарнитур, датируемый XIV–XV веками. Во-вторых, если верить легенде, в стародавние времена тут проходила граница между ВКЛ и Полоцким княжеством. В-третьих, в этих местах жил и творил Янка Купала. Кроме того, в Литве родился известный белорусский художник Кастусь Хорошевич. В общем, очередное путешествие «за семь верст» обещало быть интересным.

От Минска до Литвы километров 90. Чтобы успеть за день посмотреть все запланированное, выезжаем рано утром. Начало апреля, но опять холодно. «Вы заметили, как только мы в командировку, погода портится, – ерничает фотокор Валерий Картуль. – Снимки серые будут». Его пессимизм разделяет и оператор Ваня Белков: «Если ветер не стихнет, коптер не запустим…» Но я, как идейный вдохновитель проекта, надеюсь на лучшее. И не зря. Литва встречает нас весенним солнышком. Первым делом заезжаем в Полочанский сельский Совет знакомиться с его главой – Анастасией Иодой.

Литва – бывшая республика СССР, в 1990 году первой объявившая о выходе из него. Сегодня это самая южная страна Балтии, граничащая с Польшей, Латвией, Республикой Беларусь и Калининградской областью России. С Беларусью, к слову, ее связывают общие исторические и культурные события. Вильнюс – ближайшая к Минску европейская столица. Оба города разделают порядка 180 километров. Несмотря на то что Литва и не является местом массового туризма, здесь есть что посмотреть. Так, во время прогулки по Старому городу, можно увидеть символ Вильнюса – башню замка Гедиминаса, возвышающуюся над главной Кафедральной площадью. Или полюбоваться шедевром готической архитектуры – Костелом Святой Анны, который Наполеон Бонапарт во время своего пребывания в Литве намеревался на ладони перенести в Париж. Всего в получасе езды от Вильнюса расположена историческая столица Литвы – Тракай, с ее средневековым замком, считающийся одним из красивейших в Европе. В Клайпеде, в крепости XIX века, находится один из самых интересных музеев страны. Его постоянная экспозиция рассказывает об истории судоходства и кораблестроения на наглядных примерах: от ботика Петра I до атомных ледоколов. Северная половина Куршской косы, входящая в состав Литвы, является Национальным парком, который внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Уникальность куршского ландшафта заключается в бескрайних песчаных дюнах, достигающих 70 метров в высоту и протянувшихся непрерывной цепью на десятки километров.

Нам повезло: Анастасия Игоревна родилась и выросла в соседних с Литвой Полочанах, поэтому хорошо знает здешние места. Жители зовут ее не иначе как «наша Настенька» не только за молодость, но и за характер.

«У нас все хорошо, потому что хороший председатель сельсовета, – шутит пенсионер Владимир Рындевич, к которому мы заехали в Литве, и уже серьезно добавляет: – Она очень душевный человек». Самому Владимиру Владимировичу уже за 70, но, несмотря на возраст, он все время улыбается, рассказывает нам веселые истории и по-доброму подтрунивает над соседкой, старостой деревни Чеславой Ордевич: «Мы бы еще на танцы с Чесей сходили, да ведь некуда».

«А какой Литва была раньше?»  – интересуемся мы. «У нас в деревне и клуб был, и библиотека, и школа, торфобрикетный завод гремел на всю республику, а сейчас ничего нет. Спасибо Анастасии Игоревне (Иоде. – Прим. авт.) магазин открылся», – отвечает Рындевич. «Теперь добра, что не нужно автолавку ждать, все можно на месте купить», – поддерживает соседа Чеслава Ивановна. Сама она, как и супруга Владимира Владимировича, из соседних Полочан. Но вышла замуж в Литве и вот уже полвека живет здесь.

«А я коренной литовец. Здесь еще мои деды-прадеды жили, – не без гордости рассказывает Рындевич. – А вот жену себе – самую красивую – из Полочан взял. Они с Чесей подругами были». «Мы и сейчас дружим, – улыбается Ордевич. – Всегда поддерживаем друг друга. Люди ведь сегодня стали более замкнутыми. Это раньше картошку всей деревней копали, а теперь даже на лавочках возле дома никто не сидит». Видно, что Чеслава Ивановна немного сожалеет о тех временах, когда жизнь в деревне кипела. «Поверьте, в Литве очень дружные жители, – объяснит позже председатель сельсовета. – Взять хотя бы праздник 9 Мая. Люди сами собираются, приводят в порядок установленный в деревне памятник погибшим в Великой Отечественной войне, а в сам День Победы обязательно приносят цветы. Никого не надо просить, напоминать. Кроме того, местные католики, а их здесь треть, на свои средства построили храм». Костел Святого Роха в Полочанах, который мы тоже посетили, действительно возвели более 10 лет назад по инициативе прихожан. До этого службы проводились в обычном деревенском доме.

По сельским меркам Литва – далеко не самая маленькая деревня. Она растянулась вдоль трассы Молодечно – Воложин почти на 3 километра. Сегодня здесь около 200 жителей. Традиционно много пенсионеров, таких как Владимир Владимирович и Чеслава Ивановна. Хотя есть и молодые семьи с детьми. По мнению Анастасии Иоды, газификация и выгодное географическое положение делают Литву привлекательной, поэтому пустующие дома здесь можно пересчитать по пальцам. «Бесхозной недвижимости у нас практически нет, – объясняет она. – Дома редко кто продает, чаще оставляют как дачи».

Литва действительно удобно расположена. До агрогородка Полочаны – центра сельской жизни – рукой подать, до Молодечно – 17 километров, туда можно добраться на автобусе. Есть железнодорожный остановочный пункт, откуда пассажиров в обоих направлениях забирает дизель-поезд Молодечно – Лида. «Раньше он только в Полочанах останавливался, – объясняет Анастасия Игоревна, – но в 1990-х годах один из местных жителей добился остановки в Литве». С тех пор единственный пассажирский состав, курсирующий  в этом направлении, делает сразу две остановки на небольшом отрезке пути. В самих Полочанах есть вокзал. Мы его про себя назвали «вокзал одного поезда». Здание было построено в первой половине прошлого столетия, хорошо сохранилось и вполне может претендовать на место в тройке здешних достопримечательностей. До 1941 года, кстати, дорога была одноколейной. Вторую колею, говорят местные, достроили немцы в 1941–1942 годах для переброски военной техники. Сегодня дорога служит, конечно же, исключительно мирным целям. По ней проходят в том числе грузовые составы. «А вот здесь основные железнодорожные пути соединяются с узкоколейными», – Анастасия Игоревна чуть притормаживает служебный автомобиль у железнодорожного «перекрестка».

Узкоколейка – это еще одна местная диковина. Построенная в конце 50-х годов прошлого века, она до сих пор действует. Сохранилась и железнодорожная станция. «Ее использовали для перегрузки торфа, который добывали в пойме Березины», – объясняет наша сопровождающая. По ее словам, в то время железнодорожные пути проходили практически по всему болоту, на котором велись торфоразработки. «Торф исчерпали к 1990-м годам, – продолжает она. – Места, где его добывали, окультурили, часть площадей отдали под сельхозугодья». Какое-то время узкоколейка вместе со станцией пребывали не у дел, пока Городейский сахарный комбинат не организовал тут свеклоприемный пункт. «В сезон, в ноябре, на станцию свозят горы свеклы. Трудятся здесь, кстати, наши жители. Занятость хоть и сезонная, но тем не менее у людей есть возможность заработать», – подчеркивает Иода. «А где еще работают местные?» – спрашиваем у нее.  «У нас два хозяйства, есть небольшие частные предприятия, год назад в Литве магазин открылся, – отвечает. – Если хотите, можем заехать».

Прежде чем отправиться к месту, где нашли знаменитый «пояс Витовта», и узнать подробности из первых уст, отправляемся в единственный в деревне торговый объект. Было видно, что работавшая в тот день продавец Юлия Шокур встречи с журналистами не ожидала. «Сама я из Яхимовщины (соседняя деревня. – Прим. авт.), – немного смущаясь, рассказывает она. – Раньше на работу в Молодечно ездила. Но когда магазин открылся в Литве, перешла сюда. Теперь хожу пешком: времени меньше трачу и для здоровья полезно». Пока мы беседуем с Юлией и ее коллегой, фотокорреспондент успевает сделать несколько снимков покупателей. Одна из них – Татьяна Болвах, молодая мама. Говорит, раньше приходилось ездить за продуктами в районный центр, но с тех пор, как открылся магазин, ходит за покупками сюда. Стоит отметить, что ассортимент здесь под стать столичным супермаркетам: есть все необходимое. «Даже если чего-то нет, а люди спрашивают, мы обязательно привезем», – объясняют продавцы.

Уже через несколько минут мы подъезжаем к ничем не примечательному с виду полю. «Вот то самое место, где житель Литвы Михаил Бекиш, покойный ныне, нашел клад», – показывает гид в противоположную от дороги сторону. «Наверное, он случайно его обнаружил?» – пытаем Анастасию Игоревну. «Отнюдь, – отвечает. – Он был человеком увлеченным, хорошо знал историю здешних мест и точно знал, где искать древности». По ее словам, по сей день тут можно встретить «искателей сокровищ», которые, следуя примеру Бекиша, пытаются отыскать старинные клады. И находят, правда, в основном монеты, другие мелкие предметы. «Видимо, Витовт потерял в этих местах только один пояс», – шутит она.

Кстати, «пояс Витовта» – весьма условное название уникальной находки. По одной из версий, он попал на территорию Беларуси как подарок крымского хана Хаджи Гирея великому князю литовскому Витовту. Согласно другой, поясной гарнитур вполне мог изготовить ювелир татарского происхождения Хацебей, который жил в этих краях в середине XV века. Доказать или опровергнуть ни одну из гипотез ученым так и не удалось. А вот о чем можно говорить с уверенностью, так это о том, что находка представляет большую историческую и художественную ценность и является единственной подобного рода в Восточной Европе. Вживую увидеть уникальный памятник средневекового искусства можно в Минске, в Национальном историческом музее, где он хранится с 2007 года.

В завершение «средневековой» части экскурсии мы просим показать, где проходила граница между ВКЛ и Полоцким княжеством. «Точно вам никто не скажет. Но если верить дошедшим до нас преданиям, то территория современной деревни Литва принадлежала ВКЛ, а в Полочанах начиналось Полоцкое княжество», – отвечает Анастасия Иода. «Как сегодня живут между собой литовцы и полочане?» – спрашиваем в шутку.  «Очень хорошо, – улыбается она. – Женятся, детей рожают».

Репортаж о Литве и белорусских литовцах будет неполным, если не упомянуть о людях, которые помогли вписать название этой обычной с виду деревушки в историю. Около года провел в этих местах молодой Янка Купала. Здесь он написал произведения, впоследствии ставшие классикой национальной литературы и вошедшие в первый поэтический сборник «Жалейка». В деревне Яхимовщина сохранился дом, в котором поэт жил с 1906 по 1907 годы. Сегодня это четвертый по счету филиал Государственного литературного музея Янки Купалы «Яхимовщина» и своеобразный культурный центр края. Кстати, в одном из его экспозиционных залов представлены работы известного белорусского художника Кастуся Хорошевича.

Константин Иванович родился в деревне Литва 6 июля 1927 года. В своей автобиографической книге «Зведанае i перажытае» он посвятил немало страниц воспоминаниям о своей малой родине. К сожалению, дом, где вырос Хорошевич, до наших дней не сохранился.  Но мы специально заехали в соседнюю с Литвой Яхимовщину, чтобы посетить выставку его картин. «Когда мы познакомились с Кастусем Ивановичем, ему уже было за 80, – вспоминает заведующая филиалом музея «Яхимовщина» Светлана Тис. – Несмотря на возраст, он всегда был подтянут, аккуратен, чем-то похож на Купалу, на которого равнялся». Свои работы мастер передал музею безвозмездно. «Хотел, правда, поначалу «Бабу Насту» обратно забрать, но я не отдала, – смеется Светлана Владимировна. – Ей, говорю, в деревне будет лучше. Он и оставил: «Ну, няхай Наста у цябе жыве». Картины Хорошевича хранятся также в Минском областном историко-краеведческом музее в Молодечно,  Музее современного изобразительного искусства и в Национальном художественном музее Беларуси, а также в частных коллекциях.

«Посмотрите, как мастерски он работал на обычном картоне, – заведующая подводит нас к одному из полотен. – Да-да, не удивляйтесь, это не холст». По ее словам, после смерти единственного сына он рисовал буквально на всем, пытаясь отвлечься от своего горя. «Он говорил: мои картины – это мои дети, – объясняет Светлана Владимировна. – И сегодня я горжусь, что в нашем музее есть его замечательные работы».

Заведующая приглашает нас на экскурсию по основным залам музея, посвященным Янке Купале. Но это тема для другого, не менее познавательного материала. Пора возвращаться в столицу. День знакомства еще с одной деревней с громким географическим названием завершился. У нас масса эмоций и впечатлений. Благодаря нашему экскурсоводу и жителям мы увидели Литву такой, какой ее вряд ли увидит обычный турист.

Юлия ФЕДОТОВА

Фото Валерия КАРТУЛЯ и с сайта histmuseum.by

Видео Ивана БЕЛКОВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
11 декабря 2024 10 декабря 2024 9 декабря 2024
Все новости