Федерация профсоюзов Беларуси: «Мы — вместе!»
$ 2.173
2.478
100 ₽ 3.178
:

Почему дирижеры отказываются от палочек и как относятся к музыкальным экспериментам

Почему дирижеры отказываются от палочек и как относятся к музыкальным экспериментам

Профессиональный калейдоскоп2 января 2019 в 15:26

Вероника Дударова и Татьяна Коломийцева – эти имена наверняка знакомы старшему поколению любителей музыки. Они выбрали очень редкую для женщин профессию – дирижер симфонического оркестра. Тем не менее им удавалось собирать полные залы, и ими гордилась огромная страна.

undefined

Нашу собеседницу, Марину Третьякову, можно назвать продолжательницей этой традиции. Она – дирижер Белорусского государственного академического музыкального театра. Единственная в стране.

– Женщины-дирижеры чаще всего руководят хором, оркестр – скорее прерогатива мужчин. Почему сделали такой выбор?

– Я тоже была дирижером хора, но после окончания Белорусской государственной академии музыки уехала в Херсон, где некоторое время работала в музыкально-драматическом театре. Дирижер оркестра вскоре ушел на пенсию, и мне предложили занять его место. Я вначале отказалась – не была уверена, что справлюсь. А потом передумала и рискнула. Интернета тогда не было, и я штудировала специализированную литературу. Необходимое образование решила получить по возвращении в Минск. Еще раз окончила академию музыки, правда, уже как дирижер-симфонист.

– Есть разница в дирижировании хором и оркестром?

– Хором дирижировать гораздо легче. Даже если вы раскладываете партию на 12 голосов, природа их звукоизвлечения будет одной и той же. Оркестр куда более сложный организм. Каждый инструмент – особенный, поэтому нужно знать специфику и возможности струнных, духовых, ударных, клавишных, чтобы умело соединить их и соблюсти музыкальный баланс.

– Может ли оркестр сыграть без дирижера?

– Да, если ударник задает определенный ритм и держит его до конца произведения. Как правило, это несложные композиции. Как только партитура требует замедлений, ускорений, интерпретаций, обязательно нужен «центр управления» – человек, который объединит оркестр.

– Интерпретация в произведениях допустима?

– Считаю, что да. Возьмем, к примеру, Вивальди. Это музыка эпохи барокко, со своими законами. Но сегодня XXI век, многие инструменты звучат по-новому, появились другие возможности, которые стоит использовать. Мне всегда интересно слушать музыкальные эксперименты, и неважно, понравится итоговый результат или нет. Однако я уважаю тех дирижеров, которые внимательно относятся к авторским указаниям и знают законы стиля конкретного произведения.

– Как выбирают палочку – рабочий инструмент дирижера?

– Палочки бывают разные: деревянные, пластиковые, полегче, потяжелее. Но в последнее время я, как и многие дирижеры, от палочки отказываюсь: руки более выразительные, пластичные. Когда свободны пальцы, можно показать гораздо больше музыкальных оттенков, например, кантилену (термин, обозначающий напевность музыки. – Прим. авт.). Кроме того, во время концерта палочка может выпасть из рук. Так однажды и было. Я дирижировала в оркестровой яме, когда моя палочка уперлась в пульт и отскочила. Правда, ее тут же поднял зритель, который явно был счастлив помочь мне. Палочку также очень неудобно носить в дамской сумочке (улыбается).

– Труд дирижера тяжел и физически.

– Особенно это чувствуется с возрастом. Но если заниматься регулярно, то тело привыкает к серьезным нагрузкам (я имею в виду ежедневные четырехчасовые репетиции и концерты, которые могут длиться до 3 часов). Правда, на репетициях дирижеры могут позволить себе сидеть на высоком стуле.

– Сегодня некоторые коллективы отказываются от бумажных нот в пользу планшета. Как вам такое новшество?

– Мой коллега, преподаватель и дирижер музыкального училища, рассказал мне как-то об одном случае, произошедшем несколько лет назад. Его студенты, артисты оркестра, однажды забыли ноты на концерт. Наизусть партию не знали, а на сцену выходить через полчаса. Ребята позвонили друзьям, те сфотографировали партию и прислали ее на планшет. Мы тогда посмеялись и удивились находчивости молодых музыкантов. А сейчас электронные ноты – тренд. Возможно, это действительно удобно, но лично меня светящийся в течение длительного времени экран раздражает. Кроме того, никто не даст гарантию, что в самый ответственный момент планшет не выключится.

*        *        *

В канун Нового года музыканты подарили своим зрителям уникальную программу в стиле ретро. Те, кто пришел в театр, смог насладиться советскими хитами – услышать песни Муслима Магомаева, Евгения Мартынова, Яака Йоалы и других. Детям тоже было интересно. Их радовали и уже полюбившиеся постановки, и премьеры.

Юлия КУЛИК

Фото Александра ПОБАТА

Читайте также
undefined

«Чудес не жду»: студенты – об ожиданиях от первого места работы

Профессиональный калейдоскоп25.04.2019

Совсем скоро студенты последних курсов займут первые рабочие места. Каковы их страхи и ожидания? Об этом молодые специалисты рассказали порталу 1prof.by.

undefined

Из глины – ваза, из пня – панно: мастер из Хотимска знает толк в истинной красоте

Профессиональный калейдоскоп24.04.2019

Хотимский умелец Виктор Малойко буквально любой материал превращает в произведение искусства: обыкновенный кусок глины – в шикарную вазу, сухой пень – в деревянное панно удивительной красоты.

undefined

Экскурсовод, поэт, прозаик, обладательница титула «Женщина года-2018»

Профессиональный калейдоскоп24.04.2019

Все это об одном человеке – Чеславе Мулярчик, заместителе председателя объединенной профсоюзной организации ОАО «АСБ «Беларусбанк» по Гродненской области филиала № 400 – Гродненского областного управления ОАО «АСБ «Беларусбанк».

Последние новости