Постоянное наличие медсправки и двойная сплошная перед пешеходом: что нового в ПДД
Обсуждение проекта президентского указа, который предполагает принятие новой редакции ПДД, завершилось в минувшую среду. В результате в Госавтоинспекции получили 150 страниц комментариев. Многие из них назвали конструктивными. На днях представители ГАИ Беларуси прокомментировали ремарки, которые уже внесли в проект, и высказались насчет «самых скандальных» новшеств. Например, по поводу того, что новая норма 9.1. Правил обязывает участника дорожного движения «останавливаться по требованию сотрудника ГАИ в форменной одежде, а также других должностных лиц, указанных в части 3 подпункта, в том числе для проверки документов, указанных в пунктах 12–15 Правил».
«Для меня никогда не возникало вопроса, имеет ли право сотрудник ГАИ останавливать водителя, поэтому я не понимаю, почему норма вызвала такой резонанс, – отметил начальник отдела организации правоприменительной деятельности УГАИ МВД Александр Занимон. – Правилами всегда было запрещено управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Но как можно признаки опьянения определить, не побеседовав с водителем? В прошлом году было выявлено более 20 тыс. водителей в алкогольном опьянении. И они сами к нам не пришли с признанием». При этом Александр Занимон заверил, что новая норма никоим образом не повлияет на рост числа останавливаемых машин.
Благодаря общественному обсуждению в ГАИ по свежим стопам дополнили резонансное «правило двух полос». В проекте прописано, что водитель обязан дать преимущество пешеходу, если между ними остается минимум две полосы движения, либо одна полоса и трамвайные пути, либо одна полоса и разделительная полоса или зона. Но многим стало непонятно – стоит ли дожидаться, пока пешеход на эти самые «две полосы» от машины отойдет. В ГАИ такому вопросу удивились, но на всякий случай поправку приняли и подчеркнули: нет, ждать не нужно.
Очередной момент, требующий уточнений, кому из водителей придется возить с собой медицинскую справку? Оказалось, что тем, кто пользуется водительским удостоверением советского образца. В ГАИ отмечают, что многие сознательно не хотят менять эти раритеты: мотивируют, что за рубеж не выезжают, а старый документ ценят как память. В ГАИ резонно замечают: пожалуйста, но докажите, что не имеете медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (ТС). То есть возите справку с собой.
Много копий было сломано при обсуждении возможностей и запретов для любителей электротранспорта. Авторы проекта отталкивались в основном от мощности ТС и габаритов, а вот адепты скутеров-моноциклов уверены, что главный ориентир – скоростные показатели. Такие разночтения рикошетят по велосипедистам.
Председатель правления Минского велосипедного общества Павел Горбунов попытался прояснить ситуацию с электровелосипедами прямо во время пресс-конференции. Дело в том, что многие электровелосипеды подпадают под определение мопедов со всеми вытекающими регистрационными процедурами. А с другой стороны, зачастую речь идет о тихоходах, не способных развивать скорость мопеда. Не до конца ясно, какие ограничения предусмотрены для квадроциклов, тяжелых скутеров и так далее.
На все эти вопросы в ГАИ отвечают вполне рационально: изучите Правила дорожного движения и ознакомьтесь с характеристикой транспортного средства, прежде чем его покупать. Производитель может предложить все что угодно, но потом именно вы не будете знать, что делать с драгоценным «чудом техники». Когда нашумевшие изменения вступят в силу – вопрос открытый. В Госавтоинспекции предполагают, что участники дорожного движения смогут выучить новые ПДД уже в этом году.
Елена ОРЛОВА
Фото Виталия ГИЛЯ