Все началось отсюда: как Комарин стал первым поселком Беларуси, освобожденным от нацистов
Осенью 1943 года началась тяжелая и кровопролитная переправа советских войск через Днепр. В результате этой операции удалось отбить Комарин – первый отвоеванный у нацистов белорусский поселок, с которого потом начнется освобождение всей республики. Рассказываем, как проходила операция по освобождению Комарина, и что там происходило до прихода советском армии.
Преступление, которому нет названия
Сейчас поселок городского типа Комарин находится в Брагинском районе Гомельской области. Хотя к началу войны он сам был районным центром. Здесь были райком партии, райисполком, гостиница, почта, больница, электростанция, радиоузел, хлебозавод, милиция, редакция газеты, а также сенозавод, который заготавливал сено для Красной армии. Было две школы – белорусская и еврейская. Евреи составляли большую часть населения.
– Комарин стал одним из последних белорусских поселков, захваченных нацистами. Только 28 августа это произошло, спустя 2 месяца после начала войны. К тому моменту чуть меньше половины местных евреев успели эвакуироваться через Днепр. Это примерно 250 человек, – рассказывает старший преподаватель кафедры источниковедения исторического факультета БГУ Сергей Каун. – Часть евреев осталась. В основном это были те, кто боялся потерять нажитое имущество. Или пожилые люди, которые просто не верили в то, что кто-то будет убивать их по каким-то национальным признакам. Это для современного человека все очевидно. А тогда даже слова такого не было – геноцид.
Заняв Комарин, немцы набрали среди местных жителей полицию, которая провела регистрацию оставшихся в поселке евреев. Согласно их подсчетам, по эту сторону Днепра осталось около 90 человек. Всех их поселили в гетто открытого типа.
– Гетто закрытого типа, это когда в городе, например, в Минске, немцы переселяли евреев на какую-то территорию, огораживали ее проволокой и говорили, что любой, кто попытается проволоку перелезть, будет застрелен, – объясняет Сергей Каун. – Открытые гетто отличались лишь тем, что евреев оставляли в своих домах. И проволоку не натягивали. При этом евреем запрещено было покидать гетто. Даже на главную улицу поселка – Советскую – выходить было запрещено.
Загнанных в гетто евреев сначала использовали на принудительных работах. А в 1942 году немцы заявили об окончательном решении еврейского вопроса и от обитателей гетто и вовсе решили избавиться. Из 90 зарегистрированных евреев выжила лишь Мария Маневич. Сначала соседи спрятали ее у себя, а затем передали партизанам.
– Затем нацисты стали выискивать евреев в соседних селах и убивать их там. Чтобы им помогали с поисками, они начали натравливать на евреев местных жителей. Говорили, например, что коллективизация – это дело рук еврейского руководства СССР. Обвиняли евреев в голоде в Украине, – рассказывает Сергей Каун.
Вся еврейская община в Комарине была уничтожена. Осталось только славянское население. Как белорусы жили при нацистах, нам уже рассказывал человек, чья юность прошла в оккупации.
Переправа, переправа!
– Когда немцы поняли, что захватить СССР сходу не удастся, они начали строить укрепления на Днепре. Особенно интенсивные работы начались после поражений на Курской дуге. Еще недавно у них были исключительно наступательные планы. Они планировали окружить советскую армию под Курском, а потом напасть на Москву. Однако к тому времени и Красная армия поднабралась опыта и стала сильнее, – рассказывает Сергей Каун.
26 августа 1943 года началась Черниговско-Припятская операция, советские войска отправились на тяжелую и кровопролитную переправу через Днепр. Советские воины плыли на плотах и рыбацких лодках, пока их без устали расстреливала вражеская артиллерия и бомбили самолеты. Как потом напишет Виктор Астафьев, если в воду входило 25 тысяч солдат, на том берегу чуть позже выходило всего 5-6 тысяч.
– Против Комарина вышел 360 полк 74 дивизии 15 корпуса 13 армии. Им командовал Николай Иванович Сташек – очень опытный подполковник, который уже имел опыт преодоления Десны. Комарин решил брать хитростью. Один батальон отправить на север, чтобы отвлечь немцев. А еще два – на юг, откуда и будет идти основная атака. Не ожидавшие такого поворота немцы отступили к Брагину, напоследок спалив дома и поля в Комарине. 23 сентября 1943 года в поселок вошла Красная армия.
Как и везде на Днепре потери были огромными. В братской могиле, которая до сих пор стоит в Комарине, изначально лежали 664 человека, погибших при освобождении поселка. После аварии в Чернобыле сюда же свезли останки тех, кто освобождал другие прибрежные села. Таким образом, сейчас в этом месте захоронено больше 900 человек.
– После освобождения Комарина и прибрежных сел звание Героя Советского Союза получили 396 человек. Это очень много. Но и среди погибших было 6 Героев.
В борьбе за поселок своим помогали местные партизаны. Они не только помогали им зачищать плацдарм для переправы, но и продолжали вести рельсовую войну.
– По территории современной Гомельской области проходили важные железнодорожные пути. Один из этапов рельсовой войны – «Концерт» – заключался как раз в том, чтобы не дать группе армии «Центр» перебросить силы на юг, где шла битва за Днепр.
Для кого Родина, а для кого – Vaterland
Когда Советская армия вошла в Комарин, Совинформбюро сразу же объявило о начале освобождения Беларуси. Однако шло оно очень тяжело. Последний белорусский город – Брест – удалось освободить только спустя почти год – 28 июля 1944 года.
– Немцы бились отчаянно. Как сказал своим солдатам Гитлер, Беларусь – это Vaterland, это Отечество. Эти территории нельзя сдавать, потому что сразу же за ними начинается Восточная Пруссия, – объясняет Сергей Каун. – Тот же Брагин находится совсем недалеко от Комарина. Но освободить его удалось лишь спустя месяц боев. Гомель – через два месяца.
Наступление со стороны Смоленска тоже шло, но очень медленно. Немцам удалось удержать Могилев. Таким образом, к 1944 году образовался так называемый «Белорусский балкон» по линии Гомель – Мозырь – Ковыль.
– Ковыль – это уже в Западной Украине. И немцы считали, что советская армия будет атаковать именно здесь – с территории между Мозырем и Ковылем. И советская армия постоянно показывала, что да, именно отсюда мы и будем атаковать. Немцев опять удалось обмануть. Основной удар во время операции «Багратион» исходил из белорусских земель.
В результате атаки группа армии «Центр» была почти полностью уничтожена. Советские войска освободили Беларусь и открыли себе путь на Берлин.
Никита ГРЕБЕННИКОВ
Фото warmuseum.by и из открытых интернет-источников