Кто и на каких условиях может стать учащимся гимназий-колледжей искусств и академий
Правила приема лиц для получения общего среднего образования в гимназиях – колледжах искусств, академиях (консерваториях) утверждены постановлением Министерства культуры № 66 от 14 апреля. Документ опубликован на Национальном правовом интернет-портале.
Творческую одаренность педагоги и психологи относят к особому типу одаренности. Разумеется, каждый ребенок – это уникальная, ни на кого не похожая планета, поэтому судить способности детей не совсем правильно и корректно. Тем не менее школьникам с нестандартным творческим талантом порой необходимо помочь открыться, чтобы они развили свой потенциал и научились пользоваться им. Педагогам важно вовремя раскрыть дар, ведь в будущем он может стать главным мотивом выбора профессии и принесет пользу всему человечеству.
В Беларуси создано немало учреждений, где могут учиться и совершенствовать свой талант юные дарования. Но конкурсы в гимназии-колледжи искусств всегда крайне высоки. В 2023 году правила приема лиц для получения общего среднего образования в гимназиях – колледжах искусств, академиях (консерваториях) утверждены постановлением Министерства культуры № 66 от 14 апреля. В документе указано, что для участия в конкурсе в приемную комиссию учебных заведений необходимо подать заявление с приложением документов в следующие сроки:
- с 25 мая по 1 июня года приема – при приеме в 5-й класс;
- с 1 по 15 июня года приема – при приеме на свободные места в 6–9-е, 11-е классы;
- с 12 июня по 15 августа года приема – при приеме в 10-й класс.
Постановление также определяет условия приема и перечень необходимых для поступления документов, типовые программы проверки способностей в области отдельных видов искусства, а также критерии, в соответствии с которыми выявляется уровень способностей в отдельных видах искусства.
В частности, прием абитуриентов в гимназии-колледжи искусств или консерватории осуществляется по конкурсу на основании результатов проверки способностей в области одного из видов искусства:
– музыкально-хорового;
– музыкально-инструментального;
– изобразительного;
– хореографического;
– театрального.
При равном количестве баллов преимущественное право на зачисление имеют абитуриенты с более высоким уровнем способностей в области отдельных видов искусства. К примеру, на выполнение заданий в области музыкально-хорового и музыкально-инструментального искусств по сольфеджио отводится – до 30 минут, на исполнение программы на музыкальном инструменте – до 15 минут, на исполнение вокального произведения – до 10 минут. В области изобразительного искусства на выполнение каждого из заданий по рисунку, живописи (скульптуре), композиции отводится по 90 минут. А в области хореографического искусства на исполнение хореографической миниатюры, включающей элементы классического и (или) народного танца, либо импровизации – до 45 минут.
Заявления от представителей ребят младших классов подаются в следующие сроки:
- с 1 по 8 июня – при приеме в 1-й класс;
- с 1 по 15 июня – при приеме на свободные места во 2–4-е классы.
Критерии при выявлении уровня способностей
Специалисты разработали ряд критериев, в соответствии с которыми в педагоги выявляют уровень способностей в отдельных видах искусства.
Так, в музыкально-хоровом и музыкально-инструментальном искусствах это:
- музыкальный слух: чистота интонации, точное повторение мелодии или отдельных звуков, определение количества звуков в гармоническом сочетании;
- ритмичность: повторение ритмического рисунка исполняемой или предложенной мелодии;
- музыкальная память: умение запомнить и точно повторить мелодию и ритмический рисунок после первого проигрывания;
- эмоциональность: общительность, способность идти на контакт;
- артистичность.
Тем, кто увлекается изобразительным искусством, важны:
- общее физическое развитие, эмоциональная способность к сосредоточению;
- цветовосприятие: умение точно передать цвет;
- глазомер: умение правильно анализировать формы и размеры предметов, передать пропорции;
- чувство композиции: умение компоновать на листе;
- элемент творчества: способность к самостоятельной работе, умение завершать работу.
Критерии для хореографического искусства такие:
- профессиональные физические и пластические данные (форма ног, выворотность ног, состояние стопы (в том числе подъема), гибкость тела, прыжок, корпус);
- музыкально-ритмические и координационные способности (точное повторение ритмического рисунка исполняемой или предложенной мелодии, координация);
- внешние, сценические данные (формы, пропорции тела и осанка);
- творческие способности и эмоциональность: общительность, способность идти на контакт, выразительность исполнения.
Критерии для тех, кто увлекается театральным искусством:
- артистичность: сценическая память и внимание, образность мышления, пластика, дикция;
- ритмичность: повторение ритмического рисунка исполняемой или предложенной мелодии;
- музыкальность: музыкальный слух и музыкальная память; вокальные данные;
- предрасположенность к занятиям: творческая фантазия, эмоциональная отзывчивость.
Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер