Скидки в размере 10% на социально значимые товары продолжают действовать в 17 торговых точках
Министерство антимонопольного регулирования и торговли совместно с торговыми сетями продлило соглашение о предоставлении социальных скидок уязвимым категориям населения на III квартал 2023 года.
Активировано более 1,7 млн скидочных карточек
Напомним, что впервые такое соглашение между сторонами было заключено 12 января 2022 г., и уже несколько раз продлевалось. Фактически, договоренности регулятора, в роли которого выступает МАРТ, и крупных торговых сетей о социальных скидках работают в Беларуси почти 1,5 года.
Как отметил во время подписания очередного документа министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, за это время выдано более 1,7 млн скидочных карточек. Объем социального дисконта, который предоставлен белорусам за данный период, превысил 37 млн рублей.
– Очередные переговоры, которые мы вели с торговыми организациями на предмет продления скидки, были очень сложными и дискуссионными. В стране действует система ценового регулирования, которая серьезно ограничивает доходность торгового звена. Многие компании сомневались, смогут ли выдержать нагрузку, – отметил глава МАРТ.
Алексей Богданов пояснил, что по итогам I квартала 2023 г. рентабельность в торговле снизилась и составила 0,5%. Для нормальной работы торгового звена нужно не менее 2% доходности, чтобы были средства на развитие, инвестиции и повышение зарплаты. Ведь в ритейле занято примерно 600 тыс. человек.
– Торговля такой же равный субъект хозяйствования, как и производители. Поэтому мы должны искать баланс для этих двух звеньев, чтобы они одинаково развивались, – почеркнул министр.
Глава МАРТ напомнил, что были внесены корректировки в постановление правительства №713 «О системе регулирования цен», что повлияло на стимулирование продаж белорусской продукции. Удалось немного увеличить доходность торгового звена. Дополнительные расчеты показали, что участвуя в социальной программе, ритейл не будет работать себе в убыток. В итоге достигнуто согласие на продление срока действия скидок для уязвимых слоев населения, сохранен и перечень товаров, на которые они предоставляются.
Напомним, что социальная скидка в размере 10% предоставляется пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и малообеспеченным гражданам.
Какие товары можно купить с 10%-ной скидкой
- Мука пшеничная (весовая или фасованная, высшего сорта, первого и второго сортов, без добавок).
- Хлопья овсяные без вкусовых и иных добавок (весовые и фасованные).
- Крупа перловая.
- Хлеб ржаной и ржано-пшеничный, за исключением хлебов с добавлением зерновых, фруктовых и овощных добавок, орехов, сухофруктов, пряностей, клейковины пшеничной сухой (глютена пшеничного), масла растительного.
- Хлеб, изделия булочные из муки пшеничной, за исключением хлебов и изделий булочных с добавлением зерновых, фруктовых и овощных добавок, орехов, сухофруктов, пряностей, клейковины пшеничной сухой (глютена пшеничного), молочных и яичных продуктов, хлебов для тостов, хлебцов (хрустящих, зерновых, экструзионных и других), лаваша и иного национального хлеба, сдобных булочных изделий.
- Сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы, за исключением изделий макаронных быстрого приготовления.
- Говядина (кроме бескостного мяса).
- Свинина (кроме бескостного мяса).
- Мясо кур, в том числе цыплят-бройлеров, охлажденное или замороженное, в тушках.
- Молоко коровье пастеризованное, за исключением топленого молока.
- Кефир из коровьего молока.
- Сметана из коровьего молока, за исключением сметаны или сметанки с добавлением растительных жиров.
- Творог из коровьего молока любой жирности в любой упаковке без вкусоароматических добавок, за исключением творожных паст, сырков, творожков, творожных десертов, творога зерненого с добавлением сливок.
- Сыр (твердый, полутвердый): сыры из коровьего молока сычужные (ферментные) твердые и полутвердые весовые и фасованные, за исключением сыров сверхтвердых, плавленых, копченых, с плесенью, рассольных, с добавками, сырных продуктов.
- Яйцо куриное свежее диетическое или столовое.
- Масло сливочное из коровьего молока или сливок, за исключением масла десертного, шоколадного, фруктового, с другими наполнителями, топленого масла.
- Масло подсолнечное (подсолнечно-рапсовое), за исключением купажированного (смешанного) масла.
- Масло рапсовое (рапсово-подсолнечное), за исключением купажированного (смешанного) масла.
- Яблоки свежие.
- Капуста белокочанная свежая.
- Лук репчатый свежий.
- Свекла свежая.
- Морковь свежая.
- Картофель свежий продовольственный.
- Сахар белый кристаллический, за исключением сахара белого кристаллического в мелкой фасовке 20 г и менее.
- Каши для детского питания сухие молочные обогащенные, быстрорастворимые, напитки сухие молочные, смеси на крупяных отварах, продукты с мукой, рисом, гречкой, овсом, детское молочко и другие сухие продукты для детского питания.
- Консервы мясные, мясорастительные для детского питания.
- Сухие молочные смеси для детского питания.
Куда идти за скидкой?
Напомним, что к соглашению присоединились 14 торговых сетей (всего 17 субъектов хозяйствования):
- ООО «БелМаркетКомпани» (сеть «Белмаркет»),
- ИУП «БелВиллесден» (сеть «Гиппо»),
- ОДО «Виталюр» (сеть «Виталюр»),
- ООО «Либретик» (сеть «Соседи»),
- ООО «Чистые родники» (сеть «Соседи»),
- ОАО «Наваколле» (сеть «Соседи»),
- ОАО «Зорина» (сеть «Соседи»),
- ООО «Евроторг» (сеть «Евроопт»),
- ООО «Санта Ритейл» (сеть «СантаРитейл»),
- ЗАО «Доброном» (сеть «Доброном»),
- ЗАО «Юнифуд» (сеть «АЛМИ»),
- ООО «Табак-инвест» (сеть «Корона»),
- Белкоопсоюз (сеть магазинов Белкоопсоюза),
- ООО «Просторитейл» (сеть «Простор»),
- ООО «ГРИНрозница» (сеть Green),
- ОАО «ДОРОРС» (сеть «ДОРОРС»),
- ООО «Ресттрейд» (торговая сеть «Дионис»).
Белорусским товарам – свое место на полках!
Алексей Богданов также рассказал, что в Беларуси планируют больше внимания уделить регулированию расположения товаров на полках. С помощью этого механизма намерены стимулировать продажи отечественной продукции.
По словам министра, уже ведется работа над соответствующим нормативным правовым актом. В документе планируют прописать норму о том, что продукция отечественных производителей должна находиться не в «подвале» прилавка, а в зоне доступа, чтобы «цеплять» взор покупателя и быть более доступной.
Глава МАРТ также отметил, что благодаря целенаправленной работе правительства страны география продаж белорусских товаров расширяется. По итогам I квартала 2023 г. их доля в общем объеме торговли выросла на 2,3% к аналогичному периоду 2022 г. И эта тенденция наблюдается с прошлого года. Свою роль в стимулировании продаж отечественных товаров сыграли внесенные изменения в постановление правительства №713.
Народный контроль
Федерация профсоюзов Беларуси имеет свою позицию в этом вопросе: ценообразование в стране должно быть регулируемым и контролируемым. Профсоюзы ведут постоянный мониторинг цен в торговой сети не только в столице, но и во всех регионах страны, ежемесячно анализируют динамику цен на наиболее востребованные продукты, проводят экспресс-мониторинги. Представители профсоюзов проверяют, есть ли на полках магазинов необходимые для ежедневного потребления товары и не завышены ли цены, а также контролируют ситуацию с лекарственными средствами.
Напомним: на портале 1prof.by продолжает работать онлайн-сервис для сообщений о фактах завышения цен на продукты и лекарства. Полученная от граждан информация тщательно проверяется. При необходимости проводятся дополнительные мониторинги по запросам людей. Для точечного реагирования на отдельные факты национальный профцентр информирует Министерство торговли и антимонопольного регулирования и Комитет государственного контроля.
Анжела ЛЮДЫНО