В профессию через экскурсию: как работает центр профориентации детей и подростков
Выбор профессии – это один из самых важных шагов из юности во взрослую жизнь. Однако сделать правильный шаг бывает очень не просто. Старшеклассники в основном руководствуются собственными, зачастую приукрашенными представлениями о будущей профессии или просто соглашаются с рекомендациями своих родителей. В итоге каждый третий выпускник вуза в нашей стране не работает по своей специальности. А тот, кто остается в профессии, часто испытывает чувство неудовлетворения от работы и сожалеет о сделанном выборе.
На рынке труда нужны не только айтишники и блогеры
Сейчас во всех школах без исключения психологи и социальные работники проводят обязательные профессиональные тестирования, чтобы направить старшеклассников в нужное русло. Однако, судя по отзывам учеников и их родителей, практической пользы от этого немного.
«Дело в том, что в школах тесты определяют лишь области, в которых потенциально может состояться ребенок: «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа» или «человек-знаковая система»… При этом полной информации о тенденциях на рынке труда, потребностях в тех или иных специалистах он не получает. Даже выбрав конкретное направление, школьник чаще всего не владеет необходимыми знаниями о содержании, плюсах и минусах будущей профессии. И не представляет, с чем может столкнуться в трудовой деятельности», – уверена руководитель экскурсионно-образовательного центра «Скороход» Елена Ходарик.
По ее наблюдению, на выбор подростков сильно влияют модные веяния, а также пример родителей, знакомых.
«Раньше все стремились в юристы и экономисты, сейчас — в айтишники. Еще молодые люди хотят быть блогерами, фотографами и артистами. Этот интерес оправдан – профессии на слуху. Однако в мире много и других не менее интересных и важных видов деятельности. Поэтому задача взрослых, отталкиваясь от желаний, способностей и состояния здоровья ребенка, рассказать ему обо всех возможностях.
«Примеряем» профессию на себя
Бывший педагог английского языка Елена Ходарик в юности, так же как и многие, столкнулась с трудностями выбора своей будущей профессии. В Лингвистический университет ее привели родители, хотя сама Елена не была уверена в правильности их решения.
«Тогда больше всего на свете я мечтала получить в подарок книгу, где были бы подробно описаны все существующие профессии, – вспоминает Елена. – А когда сама стала мамой, загорелась идеей создать проект, который смог бы стать для подрастающего поколения своеобразным путеводителем во взрослую трудовую жизнь».
Именно так в сентябре 2017 года в Минске появился экскурсионно-образовательный центр «Скороход». Здесь ребята знакомятся с конкретными профессиями, узнают об их особенностях и, практикуясь, «примеряют» ее на себя.
«Мы работаем с детьми разных возрастов и социальных групп. А один раз в месяц обязательно проводим экскурсии для детей из приютов», – говорит Елена.
По ее словам, в качестве героев-профессионалов на занятия они приглашают успешных и целеустремленных людей, которые могут не только поделиться своим опытом, но и зарядить детей энергией.
«Для нас важно вдохновить подрастающее поколение на действия, показать, что в жизни возможно всё», – объясняет Елена.
На сегодняшний день образовательный центр проводит экскурсии в профессии флориста, пожарного-спасателя, стоматолога, шоколатье, кондитера, бариста и артиста цирка. Однако организаторы проекта обещают, что этот перечень обязательно расширится.
«Интерес у детей есть. Например, на сегодняшнее занятие по профессии бариста группа была набрана всего за один день», – отметила Елена.
От теории до практики
Погружение в любую профессию в образовательном центре начинается с теории.
Например, будущим бариста сначала рассказывают обо всех существующих сортах кофе, местах их произрастания, технологиях сбора и обжарки зерен. Затем учат разбираться в их качестве, тонкостях хранения и приготовления кофе.
«Обучение построено в очень динамичной форме. Дети не приемлют голые факты, поэтому всю информацию мы поддерживаем иллюстрациями, устраиваем викторины, много дегустируем», – говорит кофе-тренер, основатель и руководитель школы barista.by Юрий Стальмахов.
К слову, его 12-летний сын Герман с будущей профессией уже определился. Он точно знает, что хочет стать асом в работе с кофе: мечтает получить титул лучшего на мировом чемпионате бариста и грезит о собственной уютной кофейне.
«Интерес к профессии у Германа появился не так давно – после участия в подобных курсах для детей. Сейчас же за его плечами уже несколько полноценных тренингов от лучших специалистов в области кофеварения, а также внушительный практический опыт», – с гордостью говорит о достижениях сына Юрий.
Вот и сегодня Герман не остался дома, а пришел помогать отцу и делится своими знаниями с новичками.
«Следите за давлением в кофемашине… Не перегревайте молоко для капучино… Обязательно соблюдайте технику безопасности», – во время практических занятий Герман дает ученикам практические советы.
Так, под руководством отца и сына уже через несколько часов занятий ребята сами варили кофе для своих родителей, а также пробовали себя в рисовании молочной пенкой.
«Мы не знаем, захочет кто-то из них связать свою жизнь с профессией бариста или выберет что-то другое. Однако уверены наверняка: в повседневной жизни сегодняшний опыт им обязательно пригодится», – сказала в конце занятий Елена Ходарик.
Виктория ЯКИМОВА
Фото автора