Владимир ПОЗНЕР: «Заниматься нелюбимым делом – это катастрофа»
«По крайней мере, я это попробовал»
– Одно время я был невыездным. Но потом меня выпустили в Венгрию. Гулял по Будапешту и вдруг увидел возле кинотеатра на фронтоне афишу с надписью по-английски: «Пролетая над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном. Тогда я даже не знал, кто это. И фильм шел на английском, хоть и с венгерскими субтитрами. А я на тот момент так соскучился по американскому кино! И этот фильм изменил мою жизнь. Действие происходит в сумасшедшем доме. В картине есть сцена, где герой Николсона спорит с остальными, что сможет оторвать от пола умывальник. Ему это не удается. И когда все начали смеяться, он сказал: «По крайней мере, я это попробовал». Меня осенило: вот это и есть главное! Всегда надо пробовать. В конце фильма здоровенный индеец все-таки отрывает умывальник, бросает его в окно и убегает в ночь. Понятно, что раньше он бы этого никогда не сделал. Для меня это стало важнейшим в жизни принципом.
О дружбе с Иваном Ургантом
– Когда я решил снять фильм «Одноэтажная Америка» по одноименной книге, хотел пригласить себе в пару Леонида Парфенова. Но у него не получилось. Моя супруга (Надежда Соловьева – театральный, кино- и телепродюсер, основатель промоутерской и концертной компании. – Прим. авт.) спросила: «А ты знаешь Ваню Урганта?» Ответил, что нет. Ваня тогда работал на МузТВ, а я не смотрел музыкальное телевидение. К тому же ему было 28 лет. Я подумал: о чем мне с ним говорить? Ему позвонила моя жена, спросила, читал ли он мою книгу. «А что, это Владимир Владимирович написал?» – спросил он (смеется). Ваня мне очень нравится: он не то что остроумный – умный человек. У него открытые глаза, открытые уши, ему все интересно. А еще он очень добрый человек. Мы работали в Америке бок о бок 60 дней. За это время можно и убить друг друга. А мы стали очень близки.
Взгляд на мир
– Мое любимое место в мире – Париж. Это город необычной красоты и настроения. Хорошо встать рано утром – часов в 5 и просто гулять по набережной Сены. Тогда вы почувствуете дух этого города. Вообще, неплохо бы всем путешествовать – это открывает глаза на мир. Кстати, фильмы, которые мы делаем с Ваней Ургантом, и призваны показать, как живут люди, что они думают. Мы же не одни на этом свете…
Сейчас заканчиваем фильм про Скандинавию. До этого у меня было стандартное представление о том, кто такие шведы, финны, датчане. А оказалось – всё совсем не так. Теперь мне важно рассказать всем, кто посмотрит наш фильм, кто же они, как живут и почему именно так, как смотрят на мир, на нас. Это дико интересно. Вот я понял, что шведы не любят спорить, они не станут помогать, потому что на их взгляд это унизительно. Если человек, к примеру, упадет на улице, к нему никто не подойдет, если он не попросит: он же может сам встать, зачем его унижать. Ну совсем другой взгляд…
Другая планета – Япония
– Возможно, следующий фильм будет о Японии. Я был там три раза и понял, что ничего не понял. Когда попал в эту страну впервые по приглашению крупного телеканала, меня встретили чудесная переводчица, похожая на фарфоровую куклу, таксист в белых перчатках и все руководство этой компании. Главный начальник дал мне визитку, а у меня своей не было. Тогда я понял, какую же совершил оплошность – ведь для них это оскорбление. Потом сели за стол переговоров, решил рассмешить японцев – рассказал анекдот, но никто даже бровью не повел. Подумал: либо у них нет чувства юмора, либо плохая переводчица. Решил рассказать анекдот попроще – та же реакция. Вечером пригласили поужинать, а там уже – шутки, хохот. То есть время для бизнеса и развлечений нельзя путать. И так во всем. Япония – это другая планета.
Успеть быть успешным
– Я ничего не успеваю, как мне кажется. Но все-таки некоторый распорядок у меня есть. Я вынужден соблюдать его из-за своей программы – это раз. Потом – я играю в теннис 3 раза в неделю и 2 раза хожу на фитнес. Очень люблю читать и смотреть спортивные программы, потому что это прямой эфир. Люблю проводить время с друзьями, люблю выпивать. Люблю много разных вещей. Я не из тех, у кого день расписан, – это мой выбор. Главное – не переживать, что что-то не успеваешь. На самом деле ленивые, как я, люди успевают очень многое, потому что знают: дадут себе волю – весь день пролежат на диване. Поэтому если вы ленивый человек, то все у вас будет хорошо!
Как найти себя
– Я хотел раскрыть тайны человеческого мозга. Школьником читал «Условные рефлексы» академика Павлова, поступил на биофак МГУ. К третьему курсу обнаружил, что это не мое и я – не ученый. Пять лет проучился, но биологом не стал. Родители были очень недовольны, мне было стыдно. Но я хотел быть переводчиком. И в итоге стал зарабатывать научными переводами. Спустя 3 года понял, что не хочу быть и переводчиком. А кем хочу, не знал. Совершенно случайно я попал в агентство печати «Новости», где начал заниматься не журналистикой, а пропагандой. Тогда я понял, что вот это люблю: ездить, общаться с людьми, писать об этом. Надо найти свое. И вопрос не в деньгах, хотя они, конечно, дают свободу, удовольствие. Главное – найти дело, которое ты будешь выполнять лучше всех. И какая это будет профессия – не имеет значения. Заниматься нелюбимым делом – это катастрофа.
Вопрос, который удивил Познера
Меня очень трудно удивить вопросом. Но на творческом вечере в Архангельске молодой человек спросил: «Я знаю, что вы атеист, но если представить, что существует ад и вы попадете именно туда, то у каких трех человек, которые тоже там находятся, вы бы захотели взять интервью?» Я растерялся. Если человек – злодей, это не интересно для меня. Злодей он и есть злодей. А вот если человек был убежден, что делает добрые дела, думает, что у него все хорошо, а потом вдруг попадает в ад – вот это интересно. И с ним мне бы было любопытно поговорить.
О личном
Я не рассказываю об интимных вещах. Жизнь – чрезвычайно сложная штука. Сейчас я женат в третий раз. В первом браке прожил 10 лет, во втором – 37. И я вас уверяю, что уход лично для меня всегда был очень тяжелым. Я вас прошу просто поверить мне на слово – не хотел бы вдаваться в подробности. Но очевидно, что если вас кто-то привлекает, значит, в старой жизни у вас что-то не в порядке…
У человека не может быть много друзей. Я потерял двух из-за того, что развелся со второй женой. Они меня осудили, и мы перестали видеться. А незадолго до этого я потерял друга из-за денежного вопроса. Деньги в дружбе – плохая вещь.
… Ревность – ужасно тяжелое чувство. Оно не поддается логике. И об этом раз и навсегда написал Шекспир в «Отелло». Человек не может с этим справиться, это порой превращает его в злодея и мучает. Я имею в виду ревность к своей женщине или мужчине. Есть и другая ревность, которая по-другому называется – зависть. Это, конечно, не совсем то же самое. Завидуя другому человеку, ты начинаешь его ненавидеть, хотя он просто более успешен.
…Я хотел бы умереть быстро и безболезненно. Например, на теннисном корте или с женщиной. Хотя ей будет не очень приятно, зато мне – да.
Встреча с Воландом и секрет долголетия
Я живу около Патриарших прудов в Москве. И однажды ночью, гуляя, встретил Воланда… А если честно, возраст у меня довольно серьезный (1 апреля Владимиру Познеру исполнилось 84 года. – Прим. авт.). На долгожительство во многом влияют гены, то, как тебя кормили в детстве, во сколько ты ложился спать, как следили за твоим здоровьем. И потом уже – как ты сам себя ведешь по жизни. Но, на мой взгляд, все-таки главное – гены. Мой папа умер в 66, но его старшая сестра – в 93, а младшая – в 96. Вот угадай… Еще, думаю, на пользу идет увлеченность своей работой, прекрасная личная жизнь. Я счастлив в своих детях, которые мне близкие друзья. Все это, вместе взятое, имеет большое влияние на самочувствие. Ну и занятия спортом, естественно. На самом деле никаких секретов нет. Хотя, скажу вам откровенно, знакомство с Воландом не помешает.
Юлия ГУНАШВИЛИ