Видела смерть, бывала во вражеских гарнизонах и выжила, чтобы учить детей прекрасному
Когда началась война, Софье Глуховской исполнилось 14 лет. Ее семья жила в Корме, под Гомелем. Пенсионерка во всех деталях помнит день, когда впервые увидела фашистов.
– Немцы собрали и закрыли всех детей в школе, обложили здание соломой и хотели сжечь, но ночью, видимо, поступил срочный приказ, и они ушли. Мы чудом остались живы… Потом бежали по лесу: там бой был недавно, все усыпано погибшими, и вдруг – рука из земли торчит. Так всю жизнь эту руку перед глазами и вижу, – с болью в голосе рассказывает Софья Адамовна. В глазах слезы, голос дрожит.
Отец Софьи был коммунистом, комиссаром партизанского отряда. Об этом узнали полицаи, и над семьей Глуховских нависла угроза расправы. Тогда мать приняла решение уехать в свою родную деревню Осенское, что в Лельчицком районе. Добраться туда удалось под покровом ночи.
***
В 1942 году пришло страшное известие – погибли отец и брат. Старшую сестру Софьи, бежавшую из плена подпольщицу, гитлеровцы расстреляли за связь с партизанами.
К 1943 году на территории Лельчицкого и соседних районов действовало немало партизанских отрядов. В их числе – партизанский полк генерал-майора Алексея Федорова. В штабе полка было решено расширить ряды за счет окруженцев и местной молодежи. Узнав об этом, 16-летняя Софья долго не думала, и в марте вместе с группой сельских парней оказалась в полку. Ее поначалу оставили при штабе, потом направили на кухню поваром. Добывать продукты приходилось, нанося внезапные визиты во вражеские гарнизоны. В «хозяйственных операциях» – по 30 км за ночь – не раз участвовала и Софья.
Спали прямо на снегу, стелили ветки.
– Утром просыпаешься – сапоги замерзшие, хватаешь их в руки – и босиком к костру, – вспоминает невзгоды собеседница. – Я боялась внезапных бомбежек. Пули прямо перед лицом летали, как шальные, а мне вот суждено было выжить… Однажды вражеский снаряд разорвался рядом с орудием, ребят раскидало, но нужно было продолжать атаку. И я подавала тяжелые снаряды…
***
Однажды в минуту отдыха юная партизанка увидела у кого-то баян и сыграла на нем. (Погибший брат Софьи был отменным музыкантом, и девочка, подсматривая за его игрой, научилась сама.) Командир полка Алексей Федоров с удовольствием слушал, а потом сказал девчушке, чтобы после войны, если выживет, она обязательно шла в музыкальное училище. И Софья пообещала.
Со своим полком она дошла до Польши. В 1944 году партизанские отряды объединились с соединениями Белорусского фронта, и Софью, хоть она и сопротивлялась, отправили домой. В том же году юная партизанка выполнила свое обещание, данное дважды Герою Советского Союза генералу Федорову: поступила в Киевское музыкальное училище, связав свою жизнь с музыкой. Работала в Лельчицкой музыкальной школе, на пенсию ушла только в 78 лет – талант и опыт педагога были востребованы у учеников, многие из которых стали известными музыкантами.
Сегодня Софья Адамовна принимает участие в мероприятиях, которые проводит обком профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма. И всегда рада гостям из числа школьников, которые не устают слушать ее рассказы.
Владимир НИКОЛАЕВ