Все, как у взрослых: более 60 лет Детская железная дорога готовит юных специалистов
Голубой вагон бежит, качается…
На перроне начальник Детской железной дороги Валерий Савич рассказал об уникальном учреждении дополнительного внешкольного образования.
– Мы помогаем ребятам из 5–7-х классов выбрать жизненный путь, – подчеркнул Валерий Савич. – Наша Детская железная дорога ничем не отличается от настоящей магистрали. Те же правила, требования и инструкции. Разве что колея уже – 750 мм, а на большой дороге – 1520 мм. Но это не мешает ребятам серьезно работать на станциях и в подвижном составе.
Программа обучения юных железнодорожников рассчитана на 3 года. Можно учиться по четырем профильным направлениям: локомотивное хозяйство, вагонное хозяйство, путевое хозяйство и организация пассажирских перевозок. Благодаря УП «Минское отделение Белорусской железной дороги» все занятия для 450 детей бесплатные.
Стоит отметить, что всем процессом движения поездов ребята заведуют сами под руководством взрослого персонала. Такой подход позволяет юным железнодорожникам не только проникнуть глубже в профессию, но и выработать лидерские качества.
Прибавь-ка ходу, машинист!
Пока беседовали, к станции подошел поезд. Локомотивная бригада готовилась к отправлению, машинист Павел Макаренко (по совместительству председатель юнсовета) охотно рассказал о любимом увлечении:
– Как стал машинистом? Мы с мамой часто ездили на поездах. Думал, вот бы мне управлять электровозом. Друзья подсказали: есть железная дорога для детей. Записался на занятия. Не пожалел.
– Тяжелая работа? – интересуюсь.
– Пришлось многому научиться. Справился, – отвечает Павел.
– Как начинается обычный рабочий день? – спрашиваю его.
– В установленное время все железнодорожники приходят на планерку. Это может быть в 10 или в 12 утра, смотря в какую смену работаешь (всего смен 4. – Прим. авт.). Начальник смены распределяет железнодорожников на должности, проводится инструктаж по технике безопасности. Затем юные железнодорожники идут на свои рабочие места: на станцию, в поезд, в локомотив. Заполняют документацию, принимают дежурство, отрабатывают смену. Через 3–4 рейса – на отчетную планерку. Там подводятся итоги. Вся работа не более 4 часов в день, – объясняет машинист.
Скатертью дальний путь стелется…
На Детской ЖД всего три станции: «Заслоново», «Пионерская» и «Сосновый бор». Каждая из них уникальна. На «Пионерской», например, находится основное управление стрелками и сигналами. Там работает дежурная смена юных железнодорожников. Когда движение производится двумя пассажирскими составами, именно на станции «Пионерская» проводится их скрещение.
На протяжении поездки в поезде работает экскурсовод, который рассказывает об истории Детской железной дороги, ее объектах. Поездка в одну сторону занимает 15 минут. В вагонах детей развлекают знакомыми песенками из мультфильмов и картинками с паровозиками, висящими на стенах.
По прибытии на конечную станцию Сосновый бор поезд стоит 5 минут. При хорошей погоде посетители могут остаться и погулять, а обратно уехать следующим поездом. Стоит отметить, что на этой же площадке проходят все крупные мероприятия, приуроченные к различным праздникам: Дню Независимости, Дню Победы, Новому году. А на «Заслоново» каждое воскресенье с 11.00 до 12.00 можно посмотреть выступления детских творческих коллективов культурно-спортивного центра железнодорожников столицы.
Юные железнодорожники тоже не скучают. Для них организуются экскурсии по предприятиям Минского отделения железной дороги, историческим местам и музеям.
Как отмечает Валерий Савич, ребята живут одной большой дружной семьей. Они очень гордятся доверием взрослых, которые дают им возможность участвовать в организации движения поездов.
Виктория БАТАН
Фото Виталия ГИЛЯ