В путешествие с платежной картой: что нужно знать ее владельцу?
В очередном материале проекта «Финансовая грамотность» начальник отдела финансовой грамотности управления информации и общественных связей Национального банка Беларуси Юлия САКОВИЧ расскажет о том, как избежать возможных проблем с использованием банковской платежной карты за рубежом.
– Юлия Вячеславовна, в чем преимущества путешествия с платежной картой?
– В целом плюсы использования карт для многих давно очевидны. А за границей добавляется еще несколько преимуществ: не нужно декларировать денежные средства и заранее покупать валюту, обменивать деньги на местную валюту и, соответственно, затем решать, как избавиться от неизрасходованных, к примеру, крон или динаров. Хотя, конечно, некоторая сумма наличных при себе для расчетов с уличными торговцами или на случай неприятностей с картой должна быть.
– Что нужно учесть владельцу платежной карты перед поездкой, чтобы не столкнуться с каким-нибудь неприятным сюрпризом?
– Само собой, надо убедиться, что картой можно рассчитываться за рубежом. Конечно же, следует проверить баланс счета и при необходимости пополнить его с учетом планируемых (и непредвиденных) расходов. Необходимо уточнить, есть ли лимиты расходования средств, не истекает ли в ближайшее время срок действия карты. Чтобы контролировать движение денежных средств по счету, подключите интернет-банкинг и услугу SMS-информирования, которые позволят получать данные о совершаемых операциях практически сразу. Поинтересуйтесь возможной комиссией за снятие наличных за рубежом. Кстати, для этого лучше пользоваться банкоматами, расположенными внутри отделений банков, – это безопаснее, там мошенникам сложнее установить шпионские устройства.
Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, перед поездкой стоит почитать отзывы по использованию платежных карт в стране пребывания. Ведь в некоторых государствах есть определенные нюансы в совершении расчетов, например, встречаются терминалы и банкоматы с шестизначным ПИН-кодом, где-то очень популярны мобильные платежи с помощью QR-кода.
Перед путешествием желательно обратиться в свой банк и предупредить о поездке за границу, чтобы избежать блокировки карточки. Службу безопасности, например, могут насторожить покупки, сделанные в разных странах с короткими промежутками времени, частые снятия наличных. Кроме того, банк особенно внимательно следит за операциями, совершаемыми в странах с высоким уровнем киберпреступности. Еще одна банальная причина блокировки – неверный ввод ПИН-кода 3 раза подряд при снятии наличных или оплате товаров и услуг. В этом случае карта автоматически блокируется.
– Что делать в подобных случаях, находясь далеко от дома?
– Сразу отмечу, что при блокировке карты вы не лишаетесь денег. Они остаются на счете, банк лишь ограничивает к ним доступ: человек не заплатит в магазине или кафе, не снимет наличные в банкомате.
В случае блокировки, первое, что вы должны сделать, – связаться с круглосуточной службой поддержки банка (номер телефона обычно указан на обратной стороне карточки и прописан в договоре) и узнать причину. Если основанием стали подозрительные операции, то будьте готовы ответить на некоторые вопросы: ваш домашний адрес, номера телефонов, паспортные данные, когда и где карточка использовалась держателем в последний раз. Большинство банков для обслуживания клиентов по телефону требуют назвать кодовое слово (слово-пароль, которое указывалось при оформлении карты). Это позволит оператору однозначно идентифицировать вас как владельца карты и счета. После блокировки из-за трехкратного неверного ввода ПИН-кода сотрудник банка разблокирует карточку, но у вас будет только одна попытка ввести правильный ПИН-код.
– А как быть, если платежную карточку украли за границей или она потерялась?
– В случае кражи или потери карты следует максимально быстро ее заблокировать. Это же необходимо сделать, если карта находится при вас, но по ней идут несанкционированные списания. Самостоятельно заблокировать и разблокировать карточку можно с помощью интернет-банкинга и SMS-банкинга. Во время поездки желательно, чтобы у вас с собой была SIM-карта с номером телефона, который указывался в клиентской анкете банка. Самостоятельно разблокировать карточку можно только в случае, когда вы ее сами блокировали. Если же это сделал банк из-за возможного мошенничества или ввода неверного ПИН-кода, то придется обращаться в службу сервиса.
Вообще, если с карточкой что-то пошло не так или кажется вам подозрительным, постарайтесь оперативно связаться с банком, чтобы получить консультацию по дальнейшим действиям. Продуманная подготовка к путешествию и соблюдение разумных мер предосторожности обеспечат вам поездку без лишних забот и проблем, а полученные впечатления и купленные на память сувениры будут радовать долгое время.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ