Переработка зерна и визуальный мерчендайзинг: новые специальности белорусских ссузов
«Чтобы не выпасть из обоймы, система профессионального образования должна оперативно реагировать на запросы рынка труда: сотрудничать с организациями – заказчиками кадров, регулярно обновлять содержание образовательных программ, открывать новые востребованные экономикой специальности», – подчеркнула во время пресс-конференции начальник центра научно-методического обеспечения профессионального образования Республиканского института профессионального образования Александра Петрова.
Так, например, в этом году в учреждениях среднего специального и профессионально-технического образования Беларуси появилась новая специальность «хранение и переработка зерна».
«Мы открыли ее совместно с управлением хлебопродуктов Минсельхозпрода для подготовки кадров, которые будут заниматься обслуживанием современного автоматизированного оборудования на отечественных сельхозпредприятиях», – пояснила Александра Петрова.
Также с этого года столичные ссузы начали готовить визуальных мерчендайзеров. Этим людям предстоит заниматься формированием концепции торгового объекта от эскизов до конечной реализации оформления (расстановки оборудования, создания комфортных условий для покупателей и др.).
«Мы изучили европейские программы подготовки специалистов по визуальному мерчендайзингу и брендингу и поняли, что нам непременно нужны такие специалисты. Первые выпускники приступят к работе уже через 2 года», – добавила начальник центра.
Кроме того, специалисты Республиканского института профессионального образования выявили потребность в открытии на уровне среднего специального образования такого профиля, как «социальная работа». По словам Александры Петровой, профессия соцработника оказалась востребованной у абитуриентов. Об этом говорит успешный набор.
Еще одной новинкой этого года стала специальность «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».
Что касается профтехобразования, то в настоящее время колледжи готовят кадры по 258 квалификациям. Причем этот список постоянно корректируется: удаляются невостребованные специальности, открываются новые.
К примеру, в этом году на рынке труда появилась такая профессия, как «монтажник каркасно-обшивных конструкций».
«Она связана с изготовлением конструкций из гипсокартона и давно всем известна. Однако рынок труда нуждался в легитимации этой профессии, – отметила Александра Петрова. – Совместно с организациями Министерства архитектуры и строительства мы разработали квалификационную характеристику и внесли ее в справочники Министерства труда и соцзащиты. Таким образом, профессия «монтажник каркасно-обшивных конструкций» появилась одновременно и на рынке труда, и в системе профобразования. Параллельно с помощью организаций – заказчиков кадров мы готовили мастеров производственного обучения. После чего внедрили эту специальность в трех учреждениях столицы. Надеемся, что она будет востребована не только у заказчиков кадров, но и у абитуриентов».
Говоря о планах, Александра Петрова отметила, что Республиканский институт профессионального образования работает над внедрением в содержание образовательных программ аддитивных технологий (инноваций в сфере промышленности и производства. – Прим. авт.) и компетенций, связанных с обслуживанием робототехнических комплексов.
«Хочется развиваться, где-то опережая экономический сектор, ведь к моменту модернизации определенных предприятий должны быть подготовлены специалисты, которые сумеют работать на современном оборудовании. Тогда этот процесс будет идти плавно и без сбоев. К примеру, такое сотрудничество уже налажено с заводом «БЕЛДЖИ», – подчеркнула специалист.
Анастасия ШИРАЛИЕВА