Почему дети считаются «отзывчивыми пациентами», а мамам нельзя плакать перед новорожденными?
Об этом информационному порталу 1prof.by рассказал заведующий отделением реанимации для новорожденных Игорь Евстигнеев.
Когда на редакционной планерке встал вопрос о подготовке материалов ко Дню медицинских работников, вариантов было предложено множество (благо недостатка в интересных темах здравоохранение не испытывает). Выбор в итоге пал на неонатологов. Каково это – принимать малюток в первые минуты их жизни, особенно если что-то пошло не по сценарию, и малыш отправляется в реанимацию? Как только врачи справляются с такой огромной ежедневной ответственностью?
В 6-й городской клинической больнице Минска наши вопросы вызвали улыбку. Заведующий отделением реанимации для новорожденных Игорь Евстигнеев не видит в своей специализации ничего феноменального, но честно признается: работу любит, мечтал о ней еще в детском саду, хотя врачей в семье нет.
– Вас не будет смущать диктофон? – спрашиваю у доктора перед началом интервью.
– После ночного дежурства меня уже ничто не смущает, – шутит собеседник. По его уставшему лицу сразу видно: нес вахту добросовестно. Ведь новорожденные пациенты – особенные, от них не отвлечешься ни на минуту.
– У меня не было метаний при выборе профессии, – продолжает Игорь Николаевич. – Где-то в 9-м классе захотел стать анестезиологом-реаниматологом. Потом поступил в БГМУ, прошел интернатуру в «тройке» (Городская клиническая больница Минска № 3. – Прим. авт.) и после открытия отделения в 6-й больнице принял решение перейти сюда.
Работу с новорожденными врач выбрал тоже осознанно: еще будучи студентом, Игорь «санитарил» в приемном отделении Больницы скорой медицинской помощи, а затем работал в экипаже «скорой». Специалист признается, что насмотрелся на «взрослые» реанимации, и радости увиденное приносило мало.
– Дети более отзывчивы на лечение, у них по умолчанию крепка жажда жизни, – объясняет Игорь Николаевич. – Если время не упущено, то ты наверняка увидишь хороший результат.
То есть реанимация для новорожденных – это не всегда критическая ситуация. Пациенты могут попасть туда, даже если неонатолог лишь заподозрит какую-то проблему и решит подстраховаться, или если малыш рождается с очень маленьким весом. Но мамы, услышав о том, что ребенок находится под интенсивным наблюдением, все равно едва не падают в обморок.
– Чтобы уменьшить волнение, мы сразу разговариваем с родителями, объясняем причину, – продолжает врач. – Им важно понять, что у детей все развивается достаточно быстро, и гораздо хуже будет, если ребенок попадет к нам позже. Также необходимо сразу наладить правильный контакт малыша с матерью. В большинстве случаев женщины приходят к кувезам и начинают рыдать. Но гнетущая обстановка не идет на пользу ни ребенку, ни маме, ни персоналу. Поэтому мы стараемся ориентировать родителей не на проблему, а на возможности: доступно рассказываем, что у ребенка работает лучше, что – хуже, какие резервы у него есть.
Львиная доля времени у заведующего отделением уходит и на организационные моменты. Забот хватает, поскольку отделение новое – открылось 1 января этого года. Правда, не хватает работников, и в отделении с нетерпением ждут нескольких молодых врачей и выпускников колледжа, которые придут в августе после распределения. Параллельно решается вопрос поставки нового оборудования.
– В плане технического оснащения медицина развивается очень серьезно, – замечает Игорь Евстигнеев. – Например, система искусственной высокочастотной вентиляции легких позволяет давать такие результаты, которые ранее были невозможны. Но главное для врача – желание работать. Если его нет, то ни аппараты, ни новые кувезы не сделают из тебя специалиста. У нас в отделении, кстати, все любят свою работу. Нам повезло.
– А ваши близкие тоже считают, что вам повезло с профессией? – спрашиваю к слову.
– Мама до сих пор переживает. Она не очень радовалась моему решению поступать в медицинский, а потом, когда выбрал реанимацию (да еще и для новорожденных), – тем более. Тревожится за мое эмоциональное состояние. Мамы есть мамы: они не могут не тревожиться за детей (улыбается).
Кстати, Игорь Евстигнеев с удовольствием участвует в делах Молодежного совета профсоюза работников здравоохранения. Говорит, нашел там единомышленников и в профессиональном плане, и во взглядах на жизнь. Актив совета охотно занимается благотворительностью. Время от времени молодые медики посещают детские отделения больниц и детские дома – с подарками и мини-концертами. Как точно когда-то сказал легендарный врач Пирогов, «быть счастливым счастьем других – настоящее счастье всякого, кто посвящает себя медицине».
Елена ОРЛОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ