Пока пересматривают дорожный налог, более 50% белорусских водителей ездят без ТО
С начала недели ГАИ усилила контроль на дорогах. До 30 декабря нарушителей, не прошедших техосмотр, будут наказывать строже.
Недавно УП «Белтехосмотр» обнародовало «дорожную» статистику: за 10 месяцев 2017 года прошли техосмотр и заплатили налог владельцы 1 235 тыс. транспортных средств (из них 16% не прошли ТО с первого раза). Это при том, что всего в республике зарегистрировано порядка 3,5 млн автомобилей.
Злостными нарушителями больше половины белорусских автомобилистов стали сравнительно недавно – после 2014 года, когда в стране ввели дорожный налог. С этого времени водители обязаны выплачивать госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Только после ее уплаты возможно пройти обязательный техосмотр. Однако проблема в том, что так называемый «дорожный налог» значительно превышает сумму штрафа за непройденный техосмотр.
Неплательщики в цифрах
Согласно статистике УП «Белтехосмотр», в 2013 году – еще до введения госпошлины – ТО проходило около 60% автовладельцев. Сейчас же установленному порядку следуют только 35% водителей.
По информации ведомства, еще в прошлом году налог уплатило на 7,8% водителей больше (всего 1 542 тыс. автовладельцев), а в 2015 году – на 9,5% больше, чем в 2016-м (всего порядка 1 705 тыс. водителей). И пагубная тенденция продолжится, если в ближайшее время в систему не внесут радикальных изменений.
Сколько платить
Напомним, что согласно Положению о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, размер госпошлины не зависит от года выпуска автомобиля, а только от его массы. Так, если вес транспортного средства не превышает 2 тонн, то сумма дорожного налога составит 138 рублей (6 базовых величин). Если добавить к этой цифре оплату прохождения техосмотра, то получится порядка 210 рублей.
Сегодня госпошлина в обязательном порядке уплачивается в полном объеме. Однако, как заявил в ноябре «Еврорадио» председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Андрей Рыбак, вероятно, в 2018 году дорожный налог можно будет вносить частями.
Что еще изменят в 2018 году
«Есть предложение «отвязаться» и от техосмотра, и от всего, и сделать это обычным сбором, который водитель платит перед выездом на дорогу. К примеру, если какой-то условный автовладелец не ездил зимой и планирует с апреля выезжать на дорогу, то он может пойти и оплатить этот сбор на месяц, 2,3 или 5 и спокойно ехать», – озвучивал идеи Андрей Рыбак.
Однако пока это только рабочие предложения членов комиссии. Чтобы они начали действовать, их должен утвердить Глава государства. В прошлые годы представители различных ведомств не раз высказывали мысль включить дорожный налог в стоимость топлива, как было в Беларуси до 2008 года и как это делается сегодня в других странах.
Некоторые изменения в Положение о порядке проведения гостехосмотра уже внесены. Например, как сообщает сайт Национального центра правовой информации, с 1 января при смене владельца транспортного средства проходить ТО заново уже не потребуется.
А пока бди, водитель!
В обществе обсуждают ужасную трагедию, произошедшую 2 декабря в столице, когда грузовик на пешеходном переходе насмерть сбил 11-летнюю девочку. Водитель объяснил происшествие тем, что у машины отказали тормоза. По данным Следственного комитета, автомобиль 2 года не проходил гостехосмотр.
После резонансного случая ГАИ ужесточила контроль на дорогах. С 10 по 30 декабря по республике проходит «двойная декада» проверок транспортных средств на предмет прохождения техосмотра. Нарушителей ожидают строгие меры воздействия.