Женщина пытается заставить «ипэшника» выполнить условия договора. Но не все так просто
Жительница Барановичей Лина Григорьевна в апреле прошлого года заключила с одним из местных предпринимателей договор на установку памятника умершему супругу и благоустройство места захоронения. И с тех пор лишилась покоя – до сих пор добивается от исполнителя выполнения договорных обязательств.
– Я приехала принимать работу и ужаснулась: памятник установлен косо, ограда «пляшет» в разные стороны, плитка уложена вкривь и вкось, – рассказывает Лина Григорьевна. – «Пока не будут устранены все неполадки, оплату не произведу», – сказала я «ипэшнику».
Сведущие люди также подсказали, что из-за некачественно выполненных бетонных работ в обозримом будущем начнет разваливаться фундамент памятника. В августе 2019-го вдова изложила все претензии письменно и направила исполнителю. Тот исправил все, за исключением фундамента – мол, основание могилы залито без нарушений технологического процесса и прослужит долго, по крайней мере, указанные в договоре 2 года.
Лина Григорьевна вновь возмутилась: «Что такое 2 года для захоронения?!» – и отказалась платить. На сегодняшний день она должна индивидуальному предпринимателю 1000 рублей.
– Я ведь пошел на уступки – предложил либо продлить срок гарантии до 5 лет, либо уменьшить платеж на 250 рублей, но заказчица ни на что не соглашается, – сокрушается исполнитель работ. – Теперь буду вынужден обратиться в суд.
Лина Григорьевна тоже собирается идти в суд:
– Ведь не исполняется договор, в котором черным по белому написано, что все должно быть сделано качественно.
Женщина знает, что согласно Закону «О защите прав потребителей» исполнитель обязан произвести независимую экспертизу выполненных работ. Она уже была на консультации в Барановичской городской организации по защите прав потребителей и получила рекомендации о том, как действовать дальше.
Пути решения проблемы
Наш корреспондент попыталась разобраться в ситуации и обратилась за комментарием к заместителю председателя Барановичской городской общественной организации по защите прав потребителей Александру САВЧУКУ.
– Как быть, если услуга выполнена некачественно?
– Потребитель, которому оказаны услуги ненадлежащего качества, вправе потребовать у исполнителя работ уменьшения стоимости работ либо устранения недостатков. Законом предусмотрено также возмещение расходов по устранению недоработок, если потребитель решил исправить их сам или силами третьих лиц.
– Что говорит закон в том случае, если одна сторона уверена, что все сделано плохо, а другая утверждает обратное?
– При возникновении спора по поводу недостатков исполнитель должен за свой счет провести экспертизу и известить потребителя в письменной форме о месте и времени ее проведения. Потребитель вправе участвовать в проверке качества, также он может провести экспертизу за свой счет согласно ст.31 Закона «О защите прав потребителей». Если будет установлено отсутствие нарушений, то потребитель обязан возместить исполнителю расходы по проведению экспертизы. В случае, если экспертиза была проведена за счет заказчика услуг и ее результат оказался не в пользу исполнителя, то возместить расходы должен исполнитель. Потребитель вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.
– Какие шаги может предпринять заказчик, если исполнитель нарушил сроки оказания услуги?
– Он имеет право требовать за каждый день просрочки неустойку в размере 1% стоимости выполнения работы, а если она не определена договором, то в размере 1% от общей цены заказа. Также потребитель вправе назначить исполнителю новый срок, поручить выполнение работы или оказание услуги третьим лицам или выполнить ее самому и потребовать возмещения понесенных расходов. Возможны также соразмерное уменьшение цены услуги или работы, возврат денег.
По всем вопросам, связанным с недобросовестным оказанием услуг, можно звонить на «горячую линию» Министерства антимонопольной политики и торговли по номеру телефона (8-017) 200-92-02.
Телефоны «горячей линии» главных управлений МАРТ:
– по Брестской области – (8-0162) 53-76-33;
– по Витебской области – (8–0212) 63–95–22;
– по Гомельской области – (8–0232) 31–04–59, 31–04–58;
– по Гродненской области– (8–0152) 68–49–62, 68–49–70;
– по Могилевской области – (8-0222) 74-14-36;
– по Минской области – (8-017) 327-34-62;
– по городу Минску – (8–017) 327–34–19.
На обращения ответят и в Белорусском обществе защиты потребителей – (8-017) 377-17-63.
Подготовила Галина СТРОЦКАЯ
Фото из открытых интернет-источников
услуги, некачественное выполнение работ