Эксперт: «В нашей стране думать об электрификации личного транспорта слишком рано»
Тренд на экологию, которому стала активно следовать наша республика, все еще не вполне соответствует ее внутренним экономическим и правовым ритмам. Несмотря на большие планы по электрификации Беларуси, эксперт авторынка Сергей Михневич рассказал, почему на наших дорогах не появится большого количества электромобилей.
Новая категория личного транспорта
Согласно официальной статистике Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) за 2019 год, электрокары в нашей стране появились. Правда, результаты их продаж не только не впечатляют, но приводят в недоумение: за год дилерам удалось реализовать всего 11 машин на электрической тяге. Так, модель Jaguar I-pace была заказана 8 раз, а на BMW i3 польстились лишь 3 белоруса. В итоге присутствие на отечественном авторынке электромобилей ограничилось 0,018%. Конечно, официальные данные не учитывают показатели «серого» импорта, но вряд ли и там речь идет о сотнях ввезенных в страну «электричек».
– На самом деле у белорусского рынка есть потребность в электромобилях: и среди брендов, и среди покупателей, – сообщает председатель БАА Сергей Михневич. – Даже государство заинтересовано в том, чтобы электротранспорт в Беларуси развивался – хотя бы на фоне запуска АЭС с большим профицитом мощности. Но, к сожалению, одного лишь желания не достаточно для роста объемов реализации такого типа машин.
Как считает эксперт, такая ситуация в стране сложилась по ряду причин. Но, пожалуй, главный сдерживающий фактор продаж в Беларуси – высокая стоимость электротранспорта для физлиц. Согласно статистике, только два бренда, да и то премиальных (BMW и Jaguar), продают у нас автомобили на электрической тяге. Это само по себе сужает круг потребителей – далеко не каждый белорус может позволить себе машину, стоимость которой начинается от 92 тыс. долларов.
Нет зарядок – нет проблем
Второй причиной непопулярности электрокаров является несовершенство системы зарядных станций. Те, что сегодня применяются в Беларуси, осуществляют зарядку медленно и попросту неудобны. К тому же не радует логистика их размещения: почти все зарядки расположены на АЗС или муниципальных парковках, а в спальных районах, где пользователь мог бы оставить электромобиль на ночь, их нет.
– А ведь мы знаем, что Белорусская АЭС будет иметь профицит мощности в ночное время суток, – поясняет специалист. – Это сделало бы зарядку электрокаров в разы выгоднее. Но, увы, развития в этом вопросе пока не предвидится. Что касается быстрых зарядок, которые могли бы появиться на заправочной сети «Белнефтехим», то их, насколько я знаю, не будет. На заправках белорусского нефтяного концерна отдают предпочтение более дешевым зарядкам. Но полностью «заправить» электрокар на них можно за 8 часов, а это, согласитесь, неудобно.
Еще одним фактором, влияющим на развитие электротранспорта в нашей стране, является отсутствие таможенных льгот и субсидий для пользователей. Сергей Михневич отметил, что Беларусь регулярно выступает инициатором отмены въездных пошлин в Таможенном союзе, но российская сторона пока не хочет идти на компромисс.
Не дружба, а оброк
– Самой большой проблемой, на мой взгляд, сегодня является то, что ведущие автопроизводители определили в Таможенном союзе единого представителя в органах сертификации, и он находится в России, – поясняет Сергей Михневич. – Для того, чтобы сертифицировать любой автомобиль на электротяге, необходимо получить одобрение представителя бренда в восточной стране-соседке. Как нам известно, РФ не заинтересована в развитии сети электрозаправочных станций в том масштабе, в каком, например, заинтересована Беларусь. Там, в свою очередь, рассматривают в качестве альтернативного топлива сжиженный газ. Поэтому потенциал электротранспорта для российского рынка не так важен.
По мнению эксперта, это приводит к тому, что производителям автотранспорта становится невыгодно расширять свои модельные ряды электромобилями.
***
В своем недавнем интервью директор СЗАО «БелДжи» Геннадий Свидерский рассказал о запланированных испытаниях электрокара Geely GE11, который при наличии покупательского интереса готовы поставить на конвейер. Изменится ли в этом случае ситуация с электрокарами на белорусском рынке?
– Белорусско-китайский бренд может выступить рычагом воздействия на государство и позволит создать в нашей стране систему субсидий для пользователей электрокаров, – отвечает Сергей Михневич. – Но я знаю, что в ближайший год «БелДжи» не рассматривает перспективу выпуска таких авто всерьез. Конечно, думать о появлении на наших дорогах большого количества электрокаров можно, но говорить – еще рано.
Максим КОЗЛОВ
Фото из открытых интернет-источников