«Войну и мир» – за день? Гродненский библиотекарь читает со скоростью 600–700 слов в минуту
Читать с такой скоростью, считает Иоланта Домбровская, по силам каждому. Пока многие находятся в карантине, можно не терять время, а заняться полезным делом – обучаться скорочтению.
Иоланта Домбровская освоила скорочтение еще в школе. Ее первым самоучителем стала работа Олега Андреева «Техника быстрого чтения». Книгочей старательно выполняла упражнения и быстро добилась заметных результатов. Потом изучила методики Тони Бьюзена, Натальи Грейс и других авторов, которые издали пособия по скорочтению, а около года назад разработала свой мастер-класс.
– Те, кто не знакомы с техникой скорочтения, часто относятся к нему с недоверием. Считают, что при быстром знакомстве с книгой нереально понять текст и, тем более, его запомнить. Сравнивают с беглым просмотром и говорят, что такая «спешка» ни к чему. Но смысл динамического чтения не в том, чтобы «проглотить» книгу, а чтобы выработать высокую скорость и при этом сохранить понимание, – обращает внимание собеседница. – Конечно, сразу с 200 слов в минуту не перейдешь на 600. Но, если поставить цель, научиться реально.
Этот навык особенно полезен тем, кому нужно перерабатывать большие объемы информации – литературным критикам, библиотекарям, журналистам. В силу профессий им просто некогда уделять чтению много времени, но при этом нужно оставаться в курсе «новинок». При быстром чтении возможно отслеживать основную идею текста и не застревать на деталях.
Некоторые известные люди – Пушкин, Горький, Чернышевский выработали навык скорочтения интуитивно. Современники говорили, что они читали без преувеличения быстро и при этом хорошо помнили прочитанное. Но такой дар – скорее исключение, которое только подтверждает правило. Важно расширять поле зрения, развивать память, концентрацию, умение анализировать информацию.
Иоланта Домбровская отмечает, что есть несколько основных правил быстрого чтения. Первое – стараться держать в поле зрения несколько слов, а в идеале – сразу строк. Второе – избавиться от привычки проговаривать читаемое. Третье – следить за идеей и сюжетом. Четвертое – не возвращаться к прочитанному и пятое – пытаться «предугадать» читаемое и сформулировать вопросы.
Для себя собеседница выделила 12 основных вопросов. Среди них, например, почему у книги такое название, как первое предложение связано с последним (этот же прием, кстати, советуют использовать, чтобы понять, читать или не читать книгу), в какой цитате концентрируется смысл произведения и т.д.
– Сразу выполнить правила непросто. Добиться этого помогают специальные упражнения. Интересно, что некоторые из них развенчивают связанные с чтением стереотипы. Например, для упрощения запоминания обычно советуют читать в тишине. Но шум можно использовать как учебный инструмент! Наталья Грэйс предлагает слушать две мелодии одновременно и при этом стараться различать обе, а когда это получится, повторить упражнение с аудиокнигами. Это способствует развитию памяти и концентрации, – рассказывает собеседница. – Распространен миф о том, что во время чтения нельзя есть, но это, наоборот, помогает избавиться от проговаривания и ускорить чтение.
Однако самое главное правило чтения, на взгляд собеседницы, – выбирать скорость в зависимости от текста и целей чтения. Например, скорочтение не подходит для сложных учебных текстов, которые нужно анализировать и детально осмыслять, а также для эмоционально насыщенных поэтических текстов. Но плюс навыка в том, что его можно легко «включать» и «выключать». Если человек хочет «посмаковать» текст, он может читать медленно, а хочет узнать содержание – быстро. Причем перестраиваться можно в рамках одного произведения.
– В «противовес» скорочтению приобретает популярность медленное чтение. Это намеренное снижение скорости знакомства с книгой, цель которого – улучшить понимание текста и усилить удовольствие от его чтения. При таком подходе на страницу может потребоваться около часа. Первоначально эту технику использовали для чтения библейских текстов, когда размышляли над каждым словом. Сейчас так читают Экзюпери, Достоевского и других классиков. Сочетаю два этих подхода, – рассказывает Иоланта Домбровская.
Елена КАЯЧ
Фото из открытых интернет-источников