Наверх

Чужая среди своих. Почему многодетная мать-одиночка оказалась в социальной изоляции?

08 апреля 2020

Жительницу Гродненской области Фатиму Александрович судьба испытывает не на шутку. Женщина перенесла несколько операций, готовится к очередной. Одна воспитывает маленького сына, трех дочерей-школьниц и уже несколько лет борется за жизнь младшей – у 8-летней Миланы онкология. Переносить все тяготы Фатиме, возможно, было бы легче, если бы не одно «но». Она – цыганка. Сегодня, во Всемирный день цыган, мы расскажем историю одинокой матери, которой не раз приходилось терпеть обиды из-за стереотипов.

С родины – домой

С Фатимой мы встретились, когда ее с дочерью в очередной раз выписали из республиканского онкоцентра. Сейчас у девочки ремиссия, но врачи держат пациентку на контроле. По словам Фатимы, у Миланы участились судорожные приступы, особенно по ночам.

– Вот видите, это надо принимать постоянно, – вздыхает мать, убирая в сумку увесистый пакет таблеток.

Фатиме нет и сорока лет, но болезнь дочери ее рано состарила. Женщина разговаривает тихим голосом смирившегося человека, но при этом в ее словах нет ни обиды на судьбу, ни раздражения. Всякий раз, когда дочь-юла пристает к маме с расспросами, та лишь устало улыбается: «Милана… Отдохни уже».

…Проблемы посыпались на цыганку еще в юности. Она жалеет, что переехала из родной Литвы в Беларусь, поближе к матери, рано, как принято в ромских общинах (альтернативное название цыган. – Прим. авт.), вышла замуж. Затем был второй брак, и тоже неудачный. Начались серьезные проблемы со здоровьем. О своих экс-мужьях Фатима не говорит плохо. «Не помогают», – сухо отрезает она, но зато охотно рассказывает о детях. Двое уже взрослые, обзавелись семьями, еще четверо пока на ней.

Фатиме приходится очень непросто: работать она не может (Милана требует постоянного ухода), живет на детские пособия. Но семья уже три года живет в большом добротном доме, который купило государство. Место Фатиме нравится, правда, от больницы далековато, да и с местными жителями сблизиться не удалось.

«Не подходи – обкрадут!»

– Не приняли они меня, – говорит Фатима. – На линейке 1 сентября бабульки на моих девочек кивали и шептали своим: «Чтобы к ним не подходили даже. Эти цыгане обкрадут…» Обидно до боли было. За дочек. Я в жизни ни у кого ничего не украла, а вот у меня, пока к матери ездила, и диван вынесли, и другие вещи забрали. Не было времени искать, кто так сделал.

Фатима не выясняет отношения и с теми, кто бросает на нее косые взгляды: «Ничего, пусть живут, как знают. Все под Богом ходим». При всем кажущемся безразличии видно: женщина страдает от социального одиночества. Однажды Фатиме пришлось лечь в больницу со всеми своими детьми – их просто не на кого было оставить. Благо медики пошли навстречу. Вспоминая тот случай, Фатима добавляет: «Но есть вокруг меня и хорошие люди – врачи, девочки из магазина (продавцы. – Прим. авт.), учителя».

Школу Фатима не окончила, но для нее очень важно, чтобы дети получили образование. Самира и Даша ходят в четвертый класс, Милана – на надомном обучении.

– Девочки старательные, – рассказала нам местная учительница Алла Климашевская. – Знаете, сначала мы настороженно отнеслись к семье, но зря. Дети опрятные, дома чистота. Мать всегда идет на контакт. Они очень приятные люди… Но это мы в школе понимаем, а есть и те, кто относится к семье иначе.

Обещали помочь

В местном райисполкоме о непростой материальной ситуации, в которой оказалась Фатима, знают.

– В ноябре семья Александрович получила адресную социальную помощь на лечение ребенка – 692 рубля, – сообщил заместитель председателя Вороновского райисполкома Андрей Карпович. – У нас проживает около 150 цыган. Если есть основания, то стараемся их поддерживать: были случаи, когда выплаты превышали 1000 рублей. Но люди разные, и иногда получатели спускали деньги «на шоколадки».

Семью Фатимы Андрей Карпович пообещал взять на особый контроль – из-за больной Миланы. К слову, на момент подготовки статьи в печать в районе ждали прибытия комиссии из областного управления здравоохранения. Фатима обратилась в Администрацию Президента с просьбой о переезде в Вороново – поближе к районной больнице, и медики из Гродно должны помочь местным властям найти решение, которое бы всех устроило.

…Вспоминается, как после возвращения из онкоцентра Фатима устало разбирала вещи. В просторной, чистой, но бедно обставленной комнате было шумно: за десять минут Милана успела обняться с сестричками, похвастаться подарками от минских волонтеров, расцеловать братика и тут же поругаться с ним из-за книжек, которые малыш порвал. Сидя в кресле с чашкой кофе и глядя на детскую возню, совершенно забываешь о том, что находишься среди людей, которые так и не стали для нас, толерантных, своими…

***

Эксперт: «Пока система не работает, страдают обычные люди»

Своим мнение о сложившейся ситуации поделилась Наталия КУТУЗОВА, руководитель Центра исследований глобализации, интеграции и социокультурного сотрудничества Института философии НАН, представитель инициативы Romaintegration:

– Я не могу сказать, что враждебные стереотипы относительно ромов тотальны для Беларуси. Когда общаюсь с этническими белорусами – в Титовке (в Бобруйске) или Русино под Барановичами, то вижу, как они тепло отзываются о соседях-ромах. Но в целом, конечно, ситуация с Фатимой печальная. Она оказалась там, где к ромам не привыкли. Местные жители не воспринимают ее как часть своего сообщества, Фатима не может рассчитывать на простую соседскую помощь. И это проблема не только данного населенного пункта. Сегодня очень нужны меры, которые позволили бы наладить межкультурную, межэтническую медиацию. Чем быстрее сформируется устойчивая коммуникация, тем меньше останется стереотипов в отношении этногрупп. Важно понимать, что этот процесс требует участия многих. Специалисты на местах должны знать особенности этнических и религиозных групп на своей территории, осваивать соответствующие образовательные программы. Думается, эксперты НАН Беларуси могли бы помочь в этом вопросе. Этноменьшинства тоже должны иметь стратегии коммуникации. Надо сказать, цыганская диаспора делает многое: организует встречи с прессой, разбирает конфликты, помогает ромам трудоустроиться и получить образование. Но пока вся система в целом не работает, и обычные люди вроде Фатимы и ее семьи, страдают. Она ни в чем не виновата, но стала заложницей стереотипов и вынуждена жить в социальной изоляции.

– Наталия, давайте поговорим о ромах в целом. Многие считают, что они промышляют либо торговлей, либо гаданием, либо связаны с криминалом. Если это очередной стереотип, расскажите, чем ромы зарабатывают се6е на жизнь в действительности.

– Конечно, мы имеем дело с обычным стереотипным восприятием. Согласно исследованиям Romaintegration, безработных ромов-мужчин не более 25%. Большинство все же находит работу, однако, к сожалению, уровень образования не позволяет занимать должности квалифицированных специалистов. Около 20% живут за счет временных сезонных заработков (например, пасут скот для сельхозпредприятий или занимаются сбором ягод, плодоовощной продукции). Около 25% работают за границей на позициях, не требующих высокой квалификации, – разнорабочими, упаковщиками. Что касается женщин, то здесь всё сложнее. Сейчас мы проводим очередной мониторинг, сфокусированный на их вовлеченности в жизнь населенных пунктов. И согласно наблюдениям, около 50% женщин – домохозяйки, примерно 25% работают по найму, столько же являются самозанятыми. Женщине в ромских семьях сложнее делать карьеру в силу традиций: она должна быть дома.

– Выходит, нормально оплачиваемая работа многим ромам недоступна из-за отсутствия образования?

– Охват образованием действительно невысок. Приведу свежие данные, но касательно женщин. Высшее образование имеют около 5%, примерно столько же получили дипломы колледжей, базовую школу закончили 44%. Очень надеюсь, что скоро будут опубликованы данные переписи населения, и мы сможем получить больше информации.

– Ранние браки в ромских общинах по-прежнему распространены. Всегда ли они заключаются по обоюдному согласию или гендерная дискриминация все же присутствует?

– Я бы не сказала, что ранние браки у ромов в фаворе. Несколько лет подряд мы видим тенденцию увеличения возраста супругов. Сейчас молодоженам в среднем по 19-20 лет. Количество союзов, когда один из супругов младше 18-и, не превышает 30% от всех браков – как зарегистрированных, так и неофициальных. Но я бы отметила, что анализировать ситуацию надо с учетом местности. Там, где ромы интегрированы в социальную жизнь, дети ходят в школу, в семьях есть культ образования и успешности в карьере, родители работают, ранние браки вообще не встречаются. Так происходит, например, в Ошмянах, Минске, Слуцке. О принудительных браках мне в принципе ничего не известно. Знаю историю, когда невесту похищали, но ее родители потребовали вернуть дочь. Позже эта женщина счастливо вышла замуж (кстати, не за рома), имеет двоих деток. Была и такая ситуация, когда девушка убежала с возлюбленным, а потом бросила его и вернулась к родителям. Сейчас думает об открытии собственного бизнеса и в новые отношения вступать не торопится. Я хочу подчеркнуть, что ромки довольно самодостаточны – тотальная эмансипация влияет и на них. Это очень хорошо, поскольку уверенные в себе женщины – драйвер социальных перемен для диаспоры, они будут выбирать в мужья успешных мужчин, стимулировать их к карьерному росту и увеличению благосостояния, будут воспитывать детей образованными людьми.

– Но пока, увы, картина в большинстве случаев иная. Как мы уже говорили, ромы часто терпят от враждебных стереотипов. Они сопротивляются такому положению вещей или привыкли и считают нормой?

– Большинство жалоб, с которыми мы имели дело, касались «этнического профилирования». До недавнего времени его широко практиковали сотрудники МВД. А как можно не обижаться, если совсем недавно в сельской местности распространялись листовки с текстом: «Увидишь цыгана – звони 102»? По данным мониторинга Romaintegration, около 30% женщин сталкиваются с враждебным отношением к ним со стороны этнических белорусов и русских. Но с моей точки зрения, преодолеть эту ситуацию поможет только коммуникация и разные формы взаимодействия.

– Есть ли среди ваших знакомых представители рома, которые успешны в карьере?

– Конечно, есть и довольно много. Одна из моих знакомых ромок – выпускница философского факультета БГУ. Другая – студентка юридического факультета этого вуза. Третья – специалистка IT. Если о выдающихся деятелях говорить, то можно вспомнить об уникальном парне Давиде Чубревиче – мастере спорта, члене национальной сборной Беларуси по муай-тай, серебряном призере чемпионата мира. Но почему мы должны говорить только о выдающихся? Среди ромов много просто хороших, честных, трудолюбивых людей.

– Вы представляете общественную инициативу Romaintegration, которая занимается социальной интеграцией ромов. Расскажите подробнее о проектах инициативы.

– В этом году Romaintegration исполняется 5 лет. Мы подготовили 13 общественных медиаторов – помощников для сообщества в контактах с органами власти. Это активисты, которые знают потребности каждой семьи, напоминают о необходимости образования детей, помогают найти нужную вакансию, могут рассказать о видах социальной помощи. Вся наша деятельность связана с медиаторами, вместе с ними мы говорим о вреде ранних браков в ромских сообществах, о противодействии расовой дискриминации и верховенстве права. Особый фокус – на ромских женщин и девочек. Несколько лет подряд мы проводим для них акции, рассказываем о социальных возможностях, делаем полезные экскурсии в музей занимательной науки. Сейчас совместно с финскими, литовскими, украинскими и молдавскими партнерами участвуем в проекте Roma Women Power. Работа ориентирована на трудоустройство женщин, их образование, привлечение к общественной жизни. За прошлый год более 200 из них получили консультации по трудоустройству, 36 нашли работу благодаря взаимодействию с региональными ромскими общественными центрами и центрами занятости населения. Трем женщинам мы смогли помочь в оплате курсов профессионального обучения, и впоследствии они нашли хорошую работу. Еще шесть девочек изучали при нашей поддержке основы бизнеса и IT-профессий.

– Несмотря на ассимиляцию, ромы все равно сохраняют национальную идентичность – язык, традиции. Благодаря чему им это удается?

– Это довольно сложный вопрос – необходимо учитывать совокупность факторов. Во-первых, сказывается общинная организация ромов, у них чрезвычайно силен культ семьи. Отсюда и культивирование традиций, и преемственность в воспитании детей. Во-вторых, несмотря на то, что браки с не-ромами имеют место, предпочтение все равно отдается союзам «со своими». В-третьих, ромский язык действительно остается важным фактором идентичности и используется дома. К слову, ромы не являются единым этносом, как принято считать. Это скорее название, которое объединяет более 80 этнических групп, но язык понятен представителям каждой из них.

В-четвертых, ромской солидарности в международном масштабе способствовало многовековое этническое профилирование, а также фобии в отношении ромов. Недаром их называют влиятельной «диаспорой без метрополии». Празднование в разных странах 8 апреля – Международного дня ромов – демонстрирует эту сплоченность и солидарность.

Елена ОРЛОВА

Фото Ксении ГОЛУБОВИЧ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 ноября 2024 25 ноября 2024 24 ноября 2024 23 ноября 2024 22 ноября 2024
Все новости