Мошенники атакуют через мессенджеры. Топ советов от Беларусбанка, как обезопасить свои сбережения
На прошлой неделе фиксировался всплеск обращений обманутых белорусов в правоохранительные органы. Как сообщили в пресс-службе УСК по г. Минску, только 7 апреля в столице было возбуждено 9 уголовных дел по ч. 2 ст. 212 (хищение путем использования компьютерной техники, сопряженной с несанкционированным доступом к компьютерной информации) Уголовного кодекса Беларуси, а общая сумма похищенных средств составила около 3 тысяч рублей.
Как-то вечером жителю небольшого райцентра Василию позвонили в Viber. На экране высветился логотип Беларусбанка – всем знакомый зеленый квадрат со стилизованной буквой «Б» внутри.
Номер телефона начинался с цифр +374 – кода, принадлежащего Армении. В Беларуси мобильные операторы связывают абонентов через +375. На отличие всего в один знак, к сожалению, не каждый обращает внимание.
Звонивший сообщил, что в банке появилась новая услуга: теперь можно дистанционно переоформить карту и получить ряд бонусов, в том числе застраховать свои средства.
Предложение Василию показалось заманчивым. Лжесотрудник банка тут же выслал ему договор на переоформление банковского счета по страховым реквизитам и между прочим уточнил данные карты, логин и пароль от интернет-банкинга.
Уже позже выяснилось, что документ был поддельным – с ошибкой в названии финансового учреждения и смазанной печатью. Не обратив внимания на эти нюансы, доверчивый мужчина лишился сбережений, которые копил на обучение дочери.
Подобных примеров мошенничества в последние годы становится все больше. Растет число жертв злоумышленников, совершенствуются способы выманивания денег у доверчивых граждан.
К примеру, на прошлой неделе в столице фиксировался всплеск подобных обращений в правоохранительные органы. Как сообщили в пресс-службе УСК по г. Минску, только 7 апреля было возбуждено 9 уголовных дел по ч. 2 ст. 212 (хищение путем использования компьютерной техники, сопряженной с несанкционированным доступом к компьютерной информации) Уголовного кодекса, а общая сумма похищенного составила около 3 тысяч рублей.
В первом квартале 2021-го следователи Минска возбудили 1 678 уголовных дел данной категории, а за аналогичный период прошлого года – 483.
Жертвами мошенников становятся представители разных возрастов и профессий: студенты и пенсионеры, работники ЖКХ, образования, здравоохранения. В список потерпевших на днях попал даже начальник отделения одного из банков страны.
Что нужно знать, чтобы сохранить свои деньги в безопасности?
Первый признак – злоумышленники звонят через мессенджер. Даже если вы видите на экране логотип банка, будьте уверены – это развод.
– По телефону сотрудники банка не уточняют никаких персональных данных, вся информация у нас есть, – напоминает беспечным гражданам специалист расчетного центра платежных карт Беларусбанка Антон Царик. – Наши сотрудники не запрашивают реквизитов карт, одноразовых кодов, высылаемых на мобильный телефон клиента. Но вас могут пригласить для подтверждения либо обновления информации в подразделение банка с документом, удостоверяющим личность.
Будьте бдительны при получении электронных документов! Недавно зафиксирован новый мошеннический метод. Якобы от лица банка клиенту направляется поддельный договор на переоформление банковского счета по страховым реквизитам. Смазанная печать, неправильное наименование финансового учреждения указывают на грубую подделку.
Известны случаи, когда аналогичный документ высылали на электронную почту клиента и просили данные банковской карты либо логин и пароль от интернет-банкинга.
При получении каких-либо договоров свяжитесь с контакт-центром 147.
Кроме звонков по телефону и в мессенджерах, для выманивания денег мошенники используют различные торговые интернет-площадки. Связываясь с продавцом под видом покупателя, злоумышленник предлагает отправить товар почтой, а деньги перевести на карту.
И снова развод! Переходя по поддельным ссылкам сервисов банковских переводов, люди вводят свои личные данные, реквизиты карточек и пароли. То есть сами отдают деньги мошенникам.
К слову, только 7 апреля правоохранителям пришлось разбираться с тремя подобными случаями: злоумышленники завладели реквизитами банковских карт граждан с помощью фишинговых интернет-страниц, имитирующих площадку объявлений Kufar.
Популярна и такая схема, когда мошенники просят установить на мобильный телефон приложение для удаленного управления и таким образом получают доступ к любым данным на устройстве.
Бывает, преступники и вовсе звонят от имени силовых структур.
По словам заместителя начальника управления по противодействию киберпреступности криминальной милиции ГУВД Мингорисполкома Александра Грицука, представляясь правоохранителями, злоумышленники призывают граждан помочь в изобличении сотрудников банка, которые якобы нечисты на руку и воруют деньги.
Предлагают минчанам открыть кредит, и с помощью такой операции взять вора с поличным. В итоге жертва соглашается и, конечно же, передает все параметры доступа к этому счету мошеннику.
К слову, 1 марта Беларусбанк ввел ограничения на проведение некоторых операций с использованием реквизитов банковских карт, а подозрительные операции и вовсе блокируются. Теперь на снятие наличных установлен лимит – 3 тысячи рублей. Это в некоторой степени снизило аппетиты киберпреступников, но не остановило их: теперь все чаще они апеллируют к сумме в 2 990 рублей.
В пресс-службе Беларусбанка подытожили: чтобы не стать очередной жертвой мошенников, подключите услугу «SMS-оповещения» о расходных операциях, никому не сообщайте реквизиты карт, SMS-коды и пароли, проверяйте ссылки по которым переходите, не устанавливайте приложения, позволяющие получить удаленный доступ к вашему мобильному телефону, введите персональные лимиты по операциям, а для платежей в интернете оформите новую карточку с отдельным счетом. А когда на экране высвечивается подозрительный номер – просто не поднимайте трубку.
Анжела ЛЮДЫНО
Фото из открытых интернет-источников