Как сейчас выглядят станции третьей ветки «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец»
В ближайшем будущем Зеленолужская линия соединит южный и северный районы Минска. Открытия второй очереди третьей ветки ждут все горожане, но особенно – жители Лошицы, района «Минск-Мир» и Сеницы.
В столице продолжаются работы по возведению 3-й линии метрополитена. В настоящий момент в активной фазе строительства находятся три станции – «Аэродромная» (на территории бывшего аэропорта Минск-1), «Неморшанский сад» (пересечение ул. Кижеватова и ул. Осиповичской) и «Слуцкий гостинец» (пересечение ул. Кижеватова и ул. Корженевского). Напомним, на первом участке Зеленолужской линии расположены четыре станции: «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь». Третья ветка уже добавила минской подземке 2 пересадочных узла – на «Фрунзенской» и «Площади Ленина».
Возведение станции первой очереди началось в феврале 2014 года, а открылась Зеленолужская ветка осенью 2020 года. Портал 1prof.by рассказывал, как выглядели станции на этапе строительства. Строители продолжают уверенными шагами двигаться в заданном направлении и больше года работают на втором участке третьей линии метро. Кстати, трудностей на пути было немало: перенос сетей и коммуникации, поиск нестандартных инженерных решений на участке прохода через реку Лошица и т.д. Благо, со всеми задачами коллектив и техника справляются «на отлично».
– Сейчас мы продлеваем участок третьей линии минского метрополитена в сторону Слуцкого выезда. Планируется возведение трех станций с перегонными тоннелями, ветки съезда в электродепо и непосредственно строительство самого электродепо «Слуцкое». Станции будут располагаться у жизненно важных объектов города. Станция «Аэродромная» возводиться на территории «Минск-Мира», станция «Неморшанский сад» находиться около больницы скорой помощи, а станцию «Слуцкий гостинец» оборудуем оборотными тупиками, и на данном отрезке она станет конечной, – рассказал заместитель генерального директора, главный инженер УП «Минскметрострой» Аркадий Арутюнян.
По словам специалиста, назвать дату окончания строительно-монтажных работ минского метрополитена весьма сложно. Работа идет активно, а финансирование объектов осуществляется бесперебойно. Через несколько лет протяженность Зеленолужской линии составит 17,2 км и будет включать 14 станций.
По задумке дизайнеров в основу интерьера станции «Слуцкий гостинец», которая расположится на пересечении улиц Лейтенанта Кижеватова, Корженевского и Серова, положены узоры старинных белорусских мужских поясов. Основным цветом будет синий.
На станции «Неморшанский сад» под пересечением улиц Лейтенанта Кижеватова и Осиповичской, пассажиры ощутят себя словно в зеленом саду. Колонны на станции стилизуют под стволы деревьев, а потолки – под древесную крону.
На «Аэродромной», в отличие от двух других новых станций, колонн не предусмотрено, потому что проектировщики решили обыграть здесь тему полета. На станции, которая расположится вблизи комплекса «Минск-Мир», главным цветом станет бледный голубой. Подвесной потолок будет зеркальным. Его собираются украсить квадратными светильниками, словно парящими в воздухе.
Степень готовности новых станций метро
Бетонные работы на «Аэродромной» завершены. Сейчас строители занимаются чистовой отделкой. В частности, укладывают гранит и керамогранит. В ближайших планах – обустройство подвесных потолков. Рабочие уже приступили к монтажу оборудования и вентиляционных систем.
Как рассказали специалисты участка тоннельного отряда предприятия «Минскметрострой», во втором вестибюле ведутся штукатурные работы, электромонтаж, установка сантехнического и вентиляционного оборудования.
Кроме того, идет обратная засыпка станции, выполняются работы по устройству перекрестка над станцией и закладывается пересадочный узел на четвертую линию метрополитена. Стройка здесь идет круглосуточно.
На станции «Неморшанский сад» пока сооружают конструкции. Там, где они готовы, стартовали архитектурно-отделочные работы. Прораб участка Алексей Жилин рассказал, что готовность уровня кассового зала и платформы (сейчас ведется монтаж колонн), а также будущих эскалаторов неплохая. Новая станция готова примерно на 70-75%. Грунтовые воды на данном участке непрерывно откачивают три насоса. Кроме того, полным ходом идет отделка промежуточного этажа, где расположены помещения для персонала. В возведении новой станции третьей ветки метро ежедневно задействованы около 70 человек.
– Каких-то особых сложностей не испытываем. Техника безопасности у нас на особом контроле. Перед началом работы всех специалистов проверяем с помощью автоматической системы доступа, – пояснил Алексей Жилин.
На «Слуцком Гостинце» монтаж конструкций только стартовал.
Не так давно механизированный тоннелепроходческий комплекс «Алеся» завершил проходку тоннелей между будущими станциями «Аэродромная» и «Неморшанский сад». Длина перегона, который бурила «Алеся», составил 1 тыс. 830 м. На его протяжении уложили 1 тыс. 306 бетонных колец. Оба тоннеля от «Аэродромной» до «Неморшанского сада» проложены исключительно закрытым способом. Проходка левого на глубине до 25 м тоннеля велась около года.
Тоннели на перегоне от «Неморшанского сада» до «Слуцкого гостинца» были возведены открытым способом. Строительные работы на всех трех станциях намереваются завершить к концу 2022, а затем уже приступить к отделке и установке оборудования.
А как насчет других станций Зеленолужской ветки метро?
Названия других станций третьей ветки метро уже известны – «Парк Дружбы народов», «Переспа», «Комаровская» и «Профсоюзная».
Главной особенностью третьей линии метро стали защитные экраны с автоматическими дверями. Эта технология позволяет избежать падений на рельсы. На каждой станции устанавливаются раздвижные двойные двери, которые открываются одновременно с дверями прибывшей электрички.
Все составы Зеленолужской ветки минского метро будут обслуживаться в электродепо «Слуцкое». Его сейчас строят на южном направлении за конечной станцией.
История минского метро
Напомним, метро в Минске открыли летом 1984 года. В настоящий момент столичный метрополитен – единственный в стране. На первой линии – «Московской» расположены 15 станций, на второй «Автозаводской» – 14. Их общая протяженность превышает 37 километров.
Метро – самый популярный и востребованный вид городского пассажирского транспорта столицы. Работает оно при любой погоде: обильный снегопад, ливневый дождь, ураганный ветер или другие стихийные факторы ему не страшны. Поезда практически всегда ходят по расписанию. В 2021 году услугами метро воспользовались 226 млн 268 тыс. человек. По сравнению с 2020 годом годовой пассажиропоток в прошлом году вырос почти на 7 миллионов человек. В 2021 году в среднем за сутки подземку посещали 620 тыс. пассажиров.
Рост показателей специалисты связывают с постепенным наполнением третьей линии метро. Станции третьей линии пока заметно уступают по посещаемости первой и второй веткам, однако, прогнозируется, что это временно.
Согласно Генеральному плану развития города, в перспективе белорусская подземка будет состоять из четырех линий общей протяженностью почти 88 км и насчитывать 64 станции. На четвертой ветке минского метро будет 17 станций. Трасса линии продублирует второе автотранспортное городское кольцо и пересечется с первой, второй и третьей линиями метрополитена. Строительство четвертой линии позволит окончательно решить вопрос разгрузки пересадочного узла между первой и второй линиями, а также реализовать концепцию создания транспортно-пересадочных узлов между всеми видами городского и пригородного транспорта. Ожидается, строительство четвертой линии метро займет 10 лет – с 2030 по 2040-й год.
Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА и с сайта metrostroy.by