От несовершеннолетней узницы до Героя Социалистического труда: история Зинаиды Горячко, которую не сломала даже война
С возрастом по ночам плохо спится: вся жизнь словно кадры кинохроники проходит перед глазами. Тягот и лишений на жизненном пути бывшей несовершеннолетней узницы и Героя Социалистического труда Зинаиды Горячко было немало, но она выстояла и стала живой легендой. В канун Дня Победы женщина поведала порталу 1prof.by историю своей жизни.
Зинаиде Дмитриевне Горячко идет 91-й год. Многие назвали бы ее глубокой старушкой, но моя собеседница о себе говорит: «Очень пожилая женщина, но с молодой душой и активной жизненной позицией».
Родилась она в д. Высочаны Лиозненского района Витебской области. Шел 1931 год, по стране гулял голод. В семье Шавровых (девичья фамилия Зинаиды Горячко) уже было 2 сына – Паша и Володя, когда в доме появилась еще и дочь.
– Семья наша из рабочих: папа был столяром, мама – рабочей на льнопрядильной фабрике им. К. Маркса, которая находилась в Высочанах. Село было многонациональное: уживались белорусы, украинцы, поляки, евреи, немцы, которые остались здесь после Первой мировой, – вспоминает Зинаида Горячко.
В 1941 году она с отличием закончила 3 класса, счастливая бежала домой с похвальным листом в руках и радовалась жизни. Девочка мечтала быть учительницей, как ее первая и последняя наставница Дарья Никитична Заречанская. Думала окончит институт, вернется в родное село и будет учить детишек, а возиться с малышами Зинаида, которая и сама была еще ребенком, очень любила. Но планам отличницы растаяли, как слезы женщины, с плачем которых девочка узнала страшное слово «война».
– Жить стало трудно. Фабричные станки увезли в Россию, чтобы не достались врагу. Фабрику взорвали. Огорода своего у нас не было, так как родители работали на фабрике, тем и жили. Мама ходила по деревням меняла одежду на еду. Летом питались ягодами и щавелем, если получалось найти картофельные очистки – пекли лепешки, – приоткрыла завесу прошлого Зинаида Горячко.
В селе становилось все неспокойнее, на высочанскую землю пришли немцы, появились полицаи, создали свою управу. Сельчане жили в страхе: ночью приходили партизаны, днем хозяйничали оккупанты.
В ноябре 1943 года в после ожесточенных боев в этой местности немцы сожгли деревню Высочаны, а ее жителей выгнали с родной земли. Зинаиду вместе с родителями и другими сельчанами, словно скот, погнали в неизвестном направлении. Пешком дошли до Масюковщины (окраина Минска), где располагался лагерь военнопленных. Затем погрузили людей в товарные вагоны и увезли в Германию. Так Зинаида Горячко и ее родные попали на завод в городе Зиген, что на землях Северной Рейн-Вестфалии.
– Прошли санобработку, и нас разместили в бараках. Семьи разлучать не стали, но «украсили» одежду «знаком отличия» в виде нашивки: на голубом квадрате из ткани белыми буками написали «OST» – восточные, – рассказала бывшая несовершеннолетняя узница.
На заводе было всего 5 таких подростков, как Зинаида. Детей использовали в качестве бесплатной рабсилы. Героине моего рассказа в 12 лет пришлось познать тяжелый физический недетский труд и стать автогенщицей по сварке металлических труб.
– Работали наравне со взрослыми – по 12 часов в день. Мастер был неплохим человеком, не бил нас, но ругал, если сварочный шов плохо получался. Детей еще иногда выводили в город для уборки квартир немцев, – предалась неприятным воспоминаниям Зинаида Горячко. – Очень было жалко папу: он еле ходил в деревянных колодках и выполнял самую тяжелую работу – разрубал металлические плиты, которые с трудом можно было поднять.
По словам малолетней узницы, питание в немецком плену состояло из черпака баланды, в которой плавали нарезанные кусочками кольраби (что-то похожее на нашу брюкву). Утром и вечером давали что-то, отдаленно напоминающее кофе. В воскресенье на обед выдавали по одной картофелине и паре ложек шпината или другой зелени.
– Заводские бараки находились под наблюдением полицаев, самый жестокий из них был Вильгем – кричал и бил дубинкой. Особенно доставалось моему отцу, который часто проявлял непокорность, приговаривая, что лучше умереть, чем влачить такое существование, – взгрустнула, удаляясь в события военных лет, Зинаида Дмитриевна.
Вместе с их семьей в немецком лагере проживали французы, бельгийцы, итальянцы. Французы были на особом положении, их кормили лучше других пленников и даже выдавали посылки от «Красного Креста».
От непосильного физического труда, постоянных издевательств, истощения из-за плохой кормежки умирало много узников, особенно молодых людей. Но Зинаида Горячко нашла в себе силы, чтобы пережить немецкую неволю, вернуться на родину и быть полезной своей стране.
– Что помогает человеку в такие трудные минуты? Ответ прост: любовь к людям, ко всему живому на земле, хорошему и прекрасному. Часто говорят, что красота спасет мир. У меня на этот счет своя точка зрения: доброта спасет мир. Это Закон Жизни! Доброта всегда побеждает, – выразила свою жизненную позицию бывшая несовершеннолетняя узница.
Герой Социалистического труда Зинаида Горячко свое жизненное кредо формулирует весьма лаконично: «В человеческих отношениях в первую очередь ставлю отзывчивость – нельзя быть безучастным к беде других. Нужно всегда протягивать руку помощи, находить слова, идущие от сердца, которые помогут человеку обрести душевный покой».
С такой «религией» она уверенно шла навстречу судьбе и строила свою жизнь. Из немецкого плена узников из д. Высочаны освободили американцы. По возвращении домой семья обнаружила руины на месте родного села. В соседней деревне Бураки нашли брошенную землянку и, как и многие односельчане, начали обустраивать новую мирную жизнь.
Родители Зинаиды Горячко пошли работать на торфоразработки. Вновь пережили голод, тяжелую физическую работу: торф копали вручную. В 1946 году от туберкулеза умер отец. К тому времени Зинаида окончила 5 классов, и мать отправила девочку к брату Павлу в Минск, тот работал корреспондентом в газете «Сталинская молодежь».
Дети войны росли не по годам, на примере своих отцов и дедов становились патриотами своей родины. За 2 года в Минске в ремесленном училище №11, которое располагалось на ул. Островского, 18, Зинаида Горячко освоила профессию обувщика.
Получив аттестат с отличием, в 1948 году начала свой трудовой путь швеей-заготовщицей на Минской обувной фабрике имени Когановича (позже она носила им. Калинина, а затем была переименована в обувное производственное объединение «Луч»). Спустя 4 года стала мастером швейного участка.
Закалив свой характер с детства, Зинаида Горячко никогда не боялась труда и общественной нагрузки. 11 июня 1966 года ей исполнилось всего лишь 35 лет, а за пару дней до юбилея – 9 июня 1966 года – вышел Указ о присвоении ей звания Герой Социалистического труда. Кстати, тогда же и был учрежден День работников легкой промышленности.
Обувному производству Зинаида Горячко посвятила 40 лет жизни. Вступила в ряды КПСС, являлась членом Советского и Белорусского фондов мира. А закончила трудовой путь, исполнив свою детскую мечту – стать педагогом. Она 4 года проработала мастером производственного объединения Минского СГПТУ-43 и выпустила 2 группы молодых специалистов – в свое время именно этот техникум легкой промышленности дал ей путевку в жизнь.
Высокой наградой Зинаида Горячко гордилась, старалась оправдывать высокое звание. С выступлениями бывала в школах, организациях, на высоких форумах в Москве, Ленинграде и даже за рубежом: побывала в Польше, Чехословакии, Германии, Канаде, Венгрии, Югославии… В ее жизни было много разных событий и встреч, в одном журналистском очерке обо всем не расскажешь.
…Говорят дважды нельзя войти в одну и ту же реку, но Зинаиде Горячко удалось. В начале 2000-х годов сбылась еще одна заветная мечта – Герой Социалистического Труда и бывшая узница вновь побывала в немецком городе Зигене, где провела 2 года в рабстве на заводе. В этой поездке ее сопровождала бывшая узница Минского гетто Фрида Рейзман.
– Когда я вышла из машины, мне стало не по себе, в висках начало стучать от волнения, пришлось выпить таблетку. На заводе, который 56 лет назад был моей тюрьмой, встретили меня доброжелательно, – вспоминает Зинаида Горячко. – Как оказалось, в 1973 году это предприятия было выкуплено Карлом Юнгом и предано по наследству сыну. Сейчас здесь выпускают дымовые трубы и столики для компьютеров.
Визит на немецкое предприятие пришлось растянуть на два дня, поскольку в первый раз слезы, воспоминая и эмоции переполняли женщину, выдержавшую испытание колючей проволокой и не павшей духом. По словам Зинаиды Горячко, в общении с новыми хозяевами завода ощущалось, что они испытывают чувство вины на поступки своих предков в годы Великой Отечественной войны. Немцы вручили бывшей узнице золотой знак – марку своего предприятия, которой награждают работников, чей стаж на производстве достигает 40 лет.
Зинаиду Горячко называют живой легендой не только как свидетельницу истязаний над белорусским народом в годы Великой Отечественной войны, Героя Социалистического труда и активную общественницу. В личной жизни она также является примером для многих.
Вместе с мужем Евгений, который работал электриком на обувном объединении «Луч», прожили душа в душу 57 лет. Подарили жизнь сыну Сергею и двум дочерям: Ирина воплотила мечту матери – преподает английский язык в одной из Минских школ, Татьяна – художник-модельер обуви. Дети подарили родителям замечательных внуков, а те – правнуков: трудолюбивый род Зинаиды и Евгения Горячко продолжается в их наследниках. А чтобы младшие знали и помнили историю своего рода, Зинаида Дмитриевна написала два автобиографических сочинения: «Память сердца: страницы воспоминаний» и «Я перед вами с памятью своей».
…В Год исторической памяти День Победы приобретает особое значение. По мнению Героя Социалистического труда и бывшей несовершеннолетней узницы Зинаиды Горячко, память скрепляет народ. Живые воспоминания никогда не заменят учебник истории.
Как ни грустно это констатировать, но сегодня в Беларуси проживают 2132 ветерана Великой Отечественной войны, из них всего 1166 непосредственных участников боевых действий, самым молодым из них – уже далеко за 90 лет. Также в стране насчитывается еще 8900 узников концентрационных и военнопленных лагерей, а также лагерей смерти. К сожалению, они от нас уходят, а вместе с ними уходит и живая память. Наша задача – сохранить память о прошедшей войне, о героизме белорусского народа и о тех трагических днях и годах, которые пришлось пережить.
Анжела ЛЮДЫНО
Фото автора