«Университет 3.0»: какие изменения ожидаются в белорусских вузах
Теперь в университетах появится еще одна функция – коммерциализация знаний.
Что произошло
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович рассказал, что модель «Университет 3.0» уже показала положительный результат в обучении специалистов новой формации и развития университетской науки. Под новой формацией имеется в виду подготовка специалиста, который может быть как исполнителем, так и предпринимателем. Об этом сообщает БЕЛТА.
Сергей Касперович отметил, что для реализации модели «Университет 3.0» в учебную программу уже введены спецкурсы и обновлены учебные программы, проведен предварительный мониторинг предпринимательской компетенции студентов. Также сейчас создаются отраслевые лаборатории для привлечения молодых ученых и реализации исследовательской миссии вузов.
Что такое модель «Университет 3.0»?
«Университетами 3.0» называют высшие учебные заведения, которые позиционируют себя как «корпоративный субъект экономики знаний». Например, университет 1.0 занимается только образовательным процессом, 2.0 – направлен на обучение и исследовательскую работу, в вузах 3.0 к последним двум миссиям добавляется еще коммерциализация знаний.
Из истории
Впервые подобная практика коммерциализации технологий в университетах появилась в США после принятия акта Бэя-Доула. Благодаря такому нововедению вузы смогли создать более 2 тысяч компаний и 260 тысяч рабочих мест.
К примеру, до принятия этого документа американские высшие заведения регистрировали в год менее 250 патентов, в 1982-м – 1 500, а в 2010 году – более 4 500. В период с 1989 по 1990 годы университеты получили 82 миллиона долларов лицензионного дохода, а в 2009 году эта сумма составила более 1,5 миллиарда долларов.
В Европе подобные модели учебных заведений также показали высокие результаты. Так, в начале ХХІ в. главная роль в создании общества знаний отводится университетам: именно они совмещают в себе научные исследования, образование и инновации. В основе новой концепции под названием excellence networks – идея объединить университеты в сетевые структуры, которые пользуются сильными сторонами участников. Благодаря этой идее Кембриджский университет уже реформировал графство Кембриджшир в иновационный кластер, который инциировал появление 10 компаний с миллиардными доходами.
Как реализуется в Беларуси проект «Университет 3.0»
Модель уже внедряется в ряд белорусских вузов, таких как БГУ, БНТУ, БГУИР, БГТУ, БГЭУ и ГрГУ имени Янки Купалы. Ректор БГУ Андрей Король рассказал, что в БГУ наука развивается уже на базе научно-исследовательских институтов и технопарков. Также он подчеркнул, что молодых людей привлекают к занятиям через систему рейтинга, премирования и грантов.
Напомним, что в декабре 2017 года министр образования Игорь Карпенко также высказался о пользе внедрения в образование «Университета 3.0». По его мнению, такие меры позволят сохранить молодежь в университетской науке: «Внедрение в практику модели «Университет 3.0» приведет к становлению новой формации университета, сохранит молодежь в университетской науке, повысит конкурентоспособность высшего образования в мировом образовательном пространстве. Кроме того, оно даст возможность региональным учреждениям высшего образования полноценно включиться в этот процесс».
Премьер-министр отметил, что в образовании будет увеличиваться вариативность учебного плана, а это позволит вузам стать более мобильными в выборе содержания и структуры подготовки специалистов.
Дарья ЗИМАК
Фото Виталия ГИЛЯ