Почему нельзя ставить знак равенства между блогером и журналистом
В Беларуси при подготовке журналистов на профильных факультетах активно вводятся новые дисциплины – верификация информации в журналистике, фото- и видеоблогинг, аудиоподкастинг, дата-журналистика, технология SMM, контент-маркетинг в цифровых медиа, политическая журналистика, правовые и этические нормы журналистики и другие.
Профессия журналиста всегда – в центре внимания белорусских школьников. В каждом дворце детей и молодежи особым спросом у ребят пользуются кружки и секции, связанные с развитием коммуникаций. Кроме того, проходные баллы при поступлении на журфаки из года в год остаются одними из самых высоких в стране. С другой стороны, акулами пера в наши дни себя считают не только люди с высшим профильным образованием, но и, к примеру, владельцы аккаунтов в соцсетях. О том, в каких белорусских вузах можно получить диплом журналиста, на пресс-конференции рассказал начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович. Вместе с тем доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати и веб-журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета Виктор Ивченков поведал, чем блогерство отличается от работы в серьезных СМИ.
Путь в журналистику
Корреспонденты и редакторы сегодня работают с главным мировым ресурсом – информацией. В нашей стране журналистов готовят всего несколько высших учебных заведений – Белгосуниверситет, Гродненский государственный университет имени Я. Купалы и ряд других. Из перечня ушел Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина. Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова также не ведет приемы в последние годы. Вместе с тем есть специальности, которые являются смежными, например, «менеджмент средств массовой информации», «веб-журналистика», «аудиовизуальная журналистика». Успешно развивается такое направление образовательной деятельности, как повышение квалификации и переподготовка.
– По специальности «журналистика», в том числе «журналистика международная», на первой ступени выпуск в 2019 году составил 179 специалистов, при этом 140 человек обучались в очной форме получения образования. В 2020 году выпуск был 150 специалистов, 111 в очной форме получения образования, в 2021-м – выпущено 122 специалиста, в том числе 93 обучались в очной форме. В последние годы мы видим определенную оптимизацию или сокращение подготовки. Но, с моей точки зрения, это временное явление. Прием определяет выпуск. Это обусловлено заказом кадров со стороны профильных организаций – средств массовой информации, которые размещают заказ в системе АИС «Заказ и прием», а также заключают договоры взаимодействия с профильными университетами, – рассказал Сергей Касперович.
Практически все выпускники бюджетной формы обучения распределяются в государственные СМИ – как столичные, так и региональные.
– Уклон в последнее время делается на подготовку бюджетников. Это связано с возможностью предоставления первого рабочего места, с закреплением кадров, а также решением задач, связанных с формированием медийного пространства. Работа по совершенствованию подготовки специалистов осуществляется в соответствии с государственной информационной политикой и идеологией. Вузам удается в полной мере обеспечивать государственные СМИ высококвалифицированными кадрами, – считает начальник главного управления профессионального образования Министерства образования.
Стоит отметить, что в Беларуси при подготовке журналистов на профильных факультетах активно вводятся новые дисциплины – верификация информации в журналистике, фото- и видеоблогинг, аудиоподкастинг, дата-журналистика, технология SMM, контент-маркетинг в цифровых медиа, политическая журналистика, правовые и этические нормы журналистики и другие. Факультеты журналистики активно привлекают специалистов-практиков к проведению занятий и лекций. Не забывают руководители вузов и о развитии материально-технической базы.
– У нас достаточно много хороших наработок. К примеру, в БГУ в 2022 году открылся белорусско-китайский медиацентр. Создаются филиалы кафедр в соответствующих СМИ. Созданы два информационных медиакластера – культурной направленности и регионального медиапространства. Ключевой индикатор – 100%-е распределение. Во главе угла стоят государственные СМИ, – поделился представитель Министерства образования.
Уметь работать с информацией
Доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати и веб-журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета Виктор Ивченков убежден, что умение работать с информацией – это очень серьезный навык сегодня.
– 21 век – время вызовов, я бы даже сказал, крайних вызовов. Безопасность выходит на первый план. Причем как продовольственная и военная, так и информационная. Перед вузами, которые готовят журналистские кадры, стоят не простые задачи. Нужно суметь наполнить вчерашних школьников, пришедших в стены журфака, ценными знаниями. К счастью, практика показывает, что на журфак поступают люди, которые имеют четкое мировоззрение и позицию, но есть те, которые воспитаны на телеграм-каналах, – рассуждает Виктор Ивченков.
Он отмечает, что в наше время каждый считает себя почти журналистом.
– Человек зарегистрировал аккаунт, создал блог и ему кажется, что раз его слушают и ставят лайки, значит, он уже журналист. В этом есть проблемная сторона – уходит такая важная деталь, как социальная ответственность за опубликованное. Пришло время идентифицировать информацию, которую человек распространяет, поэтому роль профессиональной журналистики возрастает как никогда. Человек еще никогда не был настолько погружен в текст, как сегодня, – высказывает позицию профессор кафедры периодической печати и веб-журналистики факультета журналистики БГУ.
Многие считают, что молодое поколение потеряло интерес к чтению. Виктор Ивченков с этим не согласен.
– Читает молодежь много, но не всегда то, что приносит пользу. По классике есть вопросы… Даже когда человек публикует что-то в соцсетях, у него работает мозг. Ему надо придумать жизненные принципы, которым он следует, процитировать известных личностей и т.д., – отметил собеседник.
В этом году доктор филологических наук Виктор Ивченков был членом приемной комиссии. Он считает, что абитуриенты в этом году проступали на журфак БГУ осознанные. Приятно, что около 22% первокурсников – представители сильной половины человечества.
– Сегодня можно вводить такое понятие, как коммуникативное лидерство. От количества информации человечество порой заходит в тупик. Фейки в информационном поле появляются, затем опровергаются. Но ведь процесс запущен, поэтому всегда нужно помнить об ответственности. На мой взгляд, нельзя ставить знак равенства между блогерством и журналистикой. Практика показывает, что люди, которые прошли школу журналистики, всегда с уважением относятся к текстам и дают обществу многое. Любая журналистская публикация – это проблема с конкретной актуальной темой. Традиционные дисциплины, которые закладывались профессорами Булацким и Стрельцовым – это база. На факультетах также вводятся новые дисциплины. Объемы информации, которые предоставляют наши учебные планы, позволяют журналистам уметь ориентироваться в бесконечном потоке информации. К примеру, для проверки данных нужно использовать даже не два, а три источника. Каждый факт должен быть выверен, – прокомментировал опытный педагог.
С этого года у студентов журфака БГУ только со второго курса идет распределение по специальностям по профилю – ранее они выбирали специализацию еще на этапе поступления. Стоит отметить, что в плане сотрудничества университетов с редакциями делается многое.
По заказу редакции студенты выполняют курсовые исследования, к примеру, изучают телеграм-каналы, инстаграм и другие социальные сети. Обязательные требования к этим работам: анализ деятельности и формирование рекомендаций по оптимизации работы. Чтобы результаты исследований можно было внедрить в собственную деятельность. Кроме того, редакции все более тесно сотрудничают со школами и гимназиями – опытные педагоги практики учат ребят работать с информацией. Многие проходят в СМИ практику на каникулах. Такой опыт в итоге дает университетам мотивированных студентов. Нельзя забывать и о целевом направлении.
Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер